В лексикон жителей Самары название «Безымянка» - по имени протекавшей рядом маленькой речки - вошло в конце 19 века, когда в данную местность из Запанского поселка перенесли испытательный полигон-стрельбище Трубочного завода. То же имя получил основанный в 1903-м году разъезд Самаро-Златоустовской железной дороги с небольшим поселком железнодорожников, вскоре расширившимся за счет дачных участков. К 1916-му вблизи сложившегося предместья заработал Самарский железнодорожно-ремонтный завод (СаЖеРеЗ), а оживленный разъезд свой статус повысил до станции.
Индустриализацию сложившегося к советским временам крупного рабочего поселка новая власть решила продолжать. При создании в 1939-м Молотовского района Куйбышева Безымянка вошла в состав города . Ее развитие как промышленного узла связано с развертыванием – в предчувствии скорой войны - авиационных заводов, а так же созданием вблизи станции Управления особого строительства НКВД СССР и Безымянлага.
С осени 1941-го в Куйбышев потянулись груженые заводским оборудованием поезда. На уже подготовленные площадки Безымянки переехало больше десятка индустриальных гигантов страны, а вместе с ними свыше четверти миллиона эвакуированных граждан. Для их размещения 30 тысяч квадратных метров жилплощади – в виде лагерных бараков – передал заводам Безымянлаг.
В октябре развернулось строительство двух жилых городков из деревянных бараков облегченной конструкции на 14 тысяч человек, а к концу года возвели еще несколько кварталов двухэтажных домов в границах нынешних улиц Победы, Воронежской, Юных Пионеров и проспекта Кирова. Велось жилищное строительство в соответствии с утвержденным в 1940-м году Генеральным планом Куйбышева. План застройки разрабатывал столичный институт «Госпроектстрой» по американскому образцу параллельно-перпендикулярной застройки «авеню-стрит», и уличная сеть Безымянки до 1949-го года имела номерные обозначения, как было принято в США.
К концу войны здесь сложился практически отдельный город с более чем двухсоттысячным населением. Власти даже задумывались, не выделить ли Безымянку из состава Самары в отдельный город Жигулевск. Удерживало от решительного шага главным образом отсутствие инфраструктуры.
Первый и важнейший инфраструктурный объект появился в Безымянском «спальнике» благодаря директору моторостроительного завода №24 имени Фрунзе Михаилу Сергеевичу Жезлову. Уроженец Царицынского уезда Саратовской губернии, генерал-майор инженерно-авиационной службы, награжденный Звездой Героя за заслуги в организации производства боевых самолетов, таков и боеприпасов, добился в «верхах» решения о строительстве в жилом районе завода столь необходимого колхозного рынка.
Принятое решение сам же и исполнял - на встрече с начальником тыла Вооруженных сил СССР генералом А.В. Хрулевым договорился о передаче из трофейного фонда нескольких разборных авиационных ангаров.
Размещенной в сердце городских кварталов – между Девятой и Десятой линиями Безымянки, чуть позже ставших улицами Воронежской и Калинина, Безымянский рынок открылся 5 ноября 1949-го года.
Событие общегородского масштаба освещали все местные газеты. «Волжская коммуна» описывала вновь обустроенный дворец торговли как «Огромное, высокое, светлое помещение. Внутри него свободно разместились десятки магазинов, ларьков, палаток и пассажей для торговли самыми разнообразными продуктами».
Снаружи бывший трофейный ангар выглядел не хуже – уличные фасады получили парадное оформление в духе «пролетарского» неоклассицизма. Углы фланкировались массивными пилястрами с крупным «кирпичным» рустом и нарядными капителями в двух уровнях. Проемы выделенного пилястрами трехчастного парадного входа имели лучковые перекрытия и оформление, напоминающее растворы старинных торговых лавок.
Над входами располагались высокие арочные окна с архивольтами, опирающимися на пилястры с капителями того же рисунка. В уровне пят перемычек проходил профилированный карнизный пояс, связывающий угловые и центральную части. Перекрытие эллиптической формы венчалось профилированным карнизом.
Рынок, что называется, пришелся с месту. Дачники и огородники привозили свой урожай, благо сюда сразу же подтянулись маршруты общественного транспорта.
По воспоминаниям старожилов, рейсовые ЛАЗы считались полугрузовыми – в них перевозились как мешки с картошкой, так и ее хозяева. Мешки полагалось подписывать, чтобы не перепутать, а отдельная остановка возле рынка была по расписанию длительной – для выгрузки.
Что касается отца-основателя Безымянского рынка – вскоре после его открытия, в 1950-м М.С. Жезлова в рамках «борьбы с космополитизмом» сняли с должности директора Завода №24. Правда, выглядела отставка вполне почетно – Михаил Сергеевич уехал по переводу в Москву на должность заведующего кафедрой в МАИ.
Рынок, остающийся одной их достопримечательностей Безымянки,продолжает работать и сейчас. Несмотря на конкуренцию, позиций не сдает.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете