Автор Владимир Тихомиров
За технологической конкуренцией держав следит обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Правительство одобрило план создания совместной с Китаем научной лунной станции. Значит, мы больше не будем проситься в американскую лунную программу.
А США на нас рассчитывали. Они бы, конечно, сначала нам отказали, но потом высокомерно согласились. Такие намёки уже были. Дескать, раз уж вы очень хотите, можете заняться изготовлением туалета для нашего космического корабля. И это не шутка, американцы делать космические туалеты пока не научились. Илону Маску недосуг.
Нам такой формат сотрудничества уже неинтересен. У нас проект создания с Китаем МНЛС к 2035 году.
Это своего рода симбиоз российской и китайской лунных программ, которые прежде разрабатывались самостоятельно. У обеих есть сильные и слабые стороны.
В частности, китайцы уже создали автоматические станции и рабочую модель лунохода (на основе советского) для исследований кратеров в районе Южного полюса Луны. Там учёные рассчитывают найти запасы водяного льда, который поможет космонавтам в дальнейшем: это и вода, и кислород, и компоненты ракетного топлива для возвращения домой.
А у нас есть разработки в области ракетных двигателей, и здесь Россия сможет внести огромный вклад в освоение Луны. Роскосмос доводит до ума ядерный буксир «Зевс», который сможет таскать крупногабаритные грузы с околоземной орбиты на окололунную.
После недавнего неудачного запуска станции «Луна-25» у нас оживились скептики: дескать, зачем вбухивать огромные деньги в космос, давайте лучше раздадим их нуждающимся или вложим во что-нибудь земное.
Но лунная программа – это и есть инвестиции в самые высокотехнологичные сферы. Создание ядерного буксира, например, требует прорывных технологий, которые определят развитие техники на полвека вперёд. Это же как гиперзвуковой «Кинжал», только ещё круче.
А что до аварий – да, они случаются. В том числе потому, что нашу космическую отрасль долгие годы финансировали по остаточному принципу, считая то ли дорогой игрушкой, то ли никому не понятным экспериментом, который продолжается по инерции и может подождать.
Но нет. Выясняется, что в космонавтике ожидание означает потерю компетенций и отставание от конкурентов, причём на всех уровнях сразу – от простого сборщика до конструктора.
России необходимы такие масштабные программы – не спутниковый интернет, но рывок к звёздам. Рано или поздно Россия вернётся на мировой рынок космических услуг, новые ракеты и буксиры послужат нам лучше всякой рекламы.
Мало кто помнит, но основатели советской космонавтики первой целью ставили именно колонизацию Луны – реализация этой задачи была запланирована на конец 1970-х. Планы составляли Сергей Королёв и академик Владимир Челомей, возглавлявший «НПО Машиностроения». Серьёзные люди, которых фантазёрами никак не назовёшь.
Они же определили и список задач для лунных колонистов: строительство космодрома и завода по сборке сверхтяжёлых ракет для полётов на Марс. И две обсерватории: одну – на невидимой для землян стороне Луны, для наблюдения за дальним космосом, другую – для наблюдения за самой Землёй.
Задачи и сегодня остаются актуальными.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.