Найти в Дзене

Таня/Зоя и Вера: совсем не библейская история...

Партизанки - Героини посмертно: москвичка Зоя Космодемьянская и кемеровчанка Вера Волошина... Девочки, не ставшие жёнами и матерями, потому что им не позволили этого их убийцы... (коллаж из открытых источников)...
Партизанки - Героини посмертно: москвичка Зоя Космодемьянская и кемеровчанка Вера Волошина... Девочки, не ставшие жёнами и матерями, потому что им не позволили этого их убийцы... (коллаж из открытых источников)...

В последнее время как-то так стало получатся, что свои статьи, в отличие от прежнего времени, я всё чаще и чаще, дорогие мои друзья - подписчики, читатели и просто гости блога, пишу не день в день с событиями, в которые таковые случились, а опаздываю на денёк - два. Причину Вы уже знаете, а посему не стану долго расшаркиваться на этот раз и сразу начну. Но сначала обязательное приветствие от Артёма Чепкасова, то бишь меня - блогера, писателя и далее по списку от некоторых моих забавных комментаторов...

Итак, в 1941 году морозный день 29 ноября, на мой взгляд, стал той самой датой, когда во всей своей "красе" на территории нашей страны и в отношении наших, русских, людей раскрылись фашизм и нацизм вместе взятые. Нет, понятно, что зверства немецких оккупантов и всех их как европейских, так, увы, и наших, доморощенных, приспешников проявились практически одновременно с началом самой Великой Отечественной войны - нормативно-правовые, если их так, вообще, можно назвать, акты высших арийских военачальников, а именно "Указ о применении военной подсудности в районе "Барбаросса" и об особых мерах войск" (упрощённо именуется "Приказ об особой подсудности") да "Директива об обращении с политическими комиссарами" (упрощённо - "Приказ о комиссарах"), появились так и вовсе накануне: 13 мая и 6 июня 1941 года, соответственно. И следовало из этих приказов только одно - на оккупированной территории СССР немецкие вояки могли грабить, вешать, насиловать без оглядки на то, что их за это могут придать суду. Не могут! И даже наоборот, будут у какого-нибудь немецкого капрала или фельдфебеля неприятности по службе, как минимум, коли вдруг тот не примет исчерпывающих мер к освобождению "несчастного славянского населения от ига большевистского" - говоря иначе, необоснованно пожалеет кого из русских, белорусских, украинских. Шоколадкой угостить русского ребёнка можешь, это, пожалуйста, но только не забудь потом пристрелить его отца и снасильничать его мать. И вот первое, про шоколадки да добрых, культурных немцах у нас сегодня тоже любят вспоминать различные антисоветчики, как вольные, так и невольные, а лишь по недоразумению да незнанию, а вот со вторым - убийствами наших соотечественников без суда и следствия, полагающихся по всем нормам международного права, не взирая на то, кто какую конвенцию там подписал, а кто нет, прям память у любителей немецкого шоколада отшибает.

К слову, издавали эти приказы вовсе не гестаповцы или эсэсовцы, хотя и на них, известное дело, крови простых людей, замученных без вины, более чем. Но именно эти, названные мною здесь и как бы юридические документы принадлежат командованию вермахта - словом, тем, про кого сегодня принято говорить, словно оправдывая их, мол, а они-то причём? Они - солдаты, выполняли приказы командиров и, вообще, мирное население не трогали, а только лишь воевали с вооружённым противником - частями РККА... И сразу вот, прям здесь же хочется воскликнуть: "Ага, щаз"! Трогали, да ещё как. И с первого же дня войны. В той же деревне Петрищево, о событиях в которой пойдёт речь в публикации, стояли подразделения самого обычного пехотного полка фрицев.

Однако о зверствах оккупантов над мирным населением где-нибудь в Белоруссии, к примеру, или на Смоленщине, - в общем, летом 1941 года, широкой публике известно как-то мало и, возможно, именно потому, что эти территории будут освобождены Красной Армией в 1943 - 1944 годах, когда военные преступления немецкой армии уже никого не будут удивлять, а станут даже привычными, хоть и не менее от того драматичными. И совсем другое дело с ближнем Подмосковьем поздней осенью 1941 года - эти районы первыми были освобождены советскими солдатами уже первой же военной зимой и потому то, что там вытворяли фрицы стало известно тоже гораздо раньше, чем ровно тоже самое, но где-нибудь под Бобруйском. Повторю, когда при освобождении Смоленска, Брянска, Киева, Минска, Бреста, Новгорода становилось известно о зверствах нацистов в этих исконно русских городах, это уже никого не удивляло. А вот при освобождении запада Московской области зимой 1941 - 1942 годов это стало шокирующим откровением - может ли так человек поступать с себе подобными? Увы, может. И, увы, он тоже человек, а я не смею говорить о нём обратное, ибо тут же в меня копья полетят со всех сторон, мол, кто мне позволил расчеловечивать немецких солдат. Они - тоже люди, как и мы все. Да, люди... И остаётся лишь вздохнуть тяжко...

Приказы вермахта "Об особой подсудности" и "О комиссарах"... Признаюсь, немецким не владею, но не думаю, чтобы настолько уж нагло врала даже википедия... Впрочем, уверен, многие из Вас, друзья, шпрехают вполне себе сносно и прочтёте сами легко... (фото из открытых источников)...
Приказы вермахта "Об особой подсудности" и "О комиссарах"... Признаюсь, немецким не владею, но не думаю, чтобы настолько уж нагло врала даже википедия... Впрочем, уверен, многие из Вас, друзья, шпрехают вполне себе сносно и прочтёте сами легко... (фото из открытых источников)...
-3

Так вот, 29 ноября 1941 года в соседних между собой деревнях, но на сегодняшний момент входящих в разные административно-территориальные единицы, фашисты именно что сначала замучили в буквальном смысле слова, а уже затем казнили, но тоже с шиком, блеском, так чтобы все присутствующие содрогнулись, двух русских девочек. В деревне Головково Наро-Фоминского района Московской области повесили истерзанную комсомолку Веру Даниловну Волошину, а в деревне Петрищево Рузского городского округа Московской области - Зою Анатольевну Космодемьянскую, тоже комсомолку и тоже изувеченную. Между этими деревнями по прямой всего 10 километров, но когда я туда поехал 16 ноября 2021 года, то узнал, что дорога идёт в объезд большого лесистого участка и пилил ещё около полусотни вёрст от одной деревни к другой, припозднившись по этой причине к Панфиловцам в Дубосеково. Однако, надо полагать, во время войны не существовало и дороги, по которой я ехал к девочкам, чтобы постоять на местах их бесчеловечных казней и почтить их память. Зато наверняка были тот же лес, и такая же зима: снег, мороз. Уныние.

И Вера, и Зоя были бойцами диверсионно-разведывательного отряда с номером военной части 9903, о котором известно не очень много, кроме того, что подведомственно он относился к РККА, а не к НКВД, как кто-то и где-то писал о Зое и Вере ранее, обладая при том неточной информацией, что подготовка диверсантов велась на местах дислокации дивизии ВВ НКВД имени Дзержинского. Впрочем, это не самое важное в данной истории, так как уже давно доказано разумными военными историками, что оба ведомства для достижения Победы в войне больше. всё-таки, действовали сообща, помогая друг другу, а не наоборот и уж точно не против друг друга, как показывают почти во всех сегодняшних кино о той войне.

Все командиры диверсионного отряда были выпускниками академии имени Фрунзе, а вот основной костяк В/Ч 9903 составляли комсомольцы - добровольцы, которых при их поступлении на службу сразу же предупреждали, что большинство из них обязательно погибнут в тылу врага со всеми вытекающими отсюда - обстоятельств их гибели и мест захоронения даже и знать никто не будет. Пропали без вести. Эх, не зря говорят в народе, что на Миру и смерть красна. Тех же, кого не убьют сразу, а возьмут в плен, ожидает и вовсе незавидная судьба - пытки, истязания. Но девчата, коих, кстати, было не меньше, чем парней, всё равно, шли в диверсанты - молодость она ведь не верит в завтрашнюю погибель, хоть ты что ей говори. Молодость - она безбашенная и ей только и подавай риск да адреналин. Отсюда-то в отряде и набралось две тысячи юношей да девушек буквально за какой-то месяц. Но, между тем, срок подготовки каждого диверсанта в отряде исчислялся всего несколькими днями - немец стоял у окраин Москвы и целые стрелковые дивизии с многотысячной живой силой каждая, готовились и бросались в бой тоже всего за какой-то месяц (читайте и обсуждайте статьи "Панфиловцы: а спору 90 лет" и "Сибирская, добровольческая: огненная купель", а также серию публикаций, посвящённых 207-й СД). Дивизия! С пушками, пулемётами, и та всего месяц готовилась, так чего уж говорить о небольших по своей сути диверсионных отрядах без вооружения как такового. Максимум неделя и то много. К тому же, и Вера, и Зоя к моменту своего последнего рейда в тыл врага, уже успели по одному разу туда успешно сходить и вернуться домой с докладами об успешном выполнении задания - минировании дорог и уничтожении вражеского автотранспорта. Словом, Волошину и Космодемьянскую, пускай с высокой долей вероятности, но обязательно учитывая те условия ведения боевых действий, можно было бы назвать уже опытными разведчицами.

17 ноября 1941 года, когда немец совершил очередной и, понимая, что он же последний, рывок на Москву, во все части РККА поступил слишком неоднозначный приказ ставки ВГК № 0428 за подписью самого Сталина. Данным приказом предписывалась всем - всем - всем, жечь дома и другие жилые помещения на уже оккупированной нацистами территории, дабы лишить последних тёплого крова в условиях суровой русской зимы. И да, безусловно, это очень больная и травмирующая тема каждого из нас даже сегодня - в домах-то тех люди! Наши, советские люди, просто не успевшие эвакуироваться! Их тоже жечь? Они тоже пусть замерзают в поле? С детишками малыми, если что? Сначала фрицу их отдали, отступили, а потом ещё и сожгли. Лихо! Но только это всё, если не вдумываться в суть приказа и не читать между строк. А именно это и нужно делать при изучении подобных документов. И я сейчас не собираюсь защищать советскую власть, но своё мнение, всё же, выскажу. И да, это мнение человека, сидящего в тёплой квартире, на мягком стуле с кружкой горячего чая у ноутбука и рассуждающего о том, чего сам, Слава Богу, никогда не испытывал и дай Бог не испытает впредь. Только ведь и те из Вас, кто попытаются мне возразить, находится сейчас ровно в тех же условиях, что и я, а не сидите в солдатской шинели в обледеневшем окопе под непрекращающимися обстрелами вражеской артиллерии и авиабомбёжками, да по этой причине получающие пищу раз в сутки, ночью и уже остывшую. Скажу просто - это война. Война на взаимное физическое уничтожение. Либо ты, либо тебя. И вот здесь уже можно попробовать порассуждать о цене и целесообразности приказа за № 0428.

А в приказе том, как раз-таки, напрямую и сказано, что в жилых домах на оккупированных территориях квартируют сами немцы, а вовсе не законные хозяева этих домов, коих оккупанты попросту выгнали из этих домов. Кого куда, но выгнали. Бабушка моей жены, находившаяся почти три года под оккупацией на Кировоградчине, рассказывала, что их немцы из их же дома, не успев прийти в их деревню, выгнали жить в сарай, на земляном полу, отчего её первый муж сильно простудился и вскоре умер, едва дожив до Победы. А саму бабушку даже на расстрел водили, где в итоге убили каждого второго и ей просто повезло в расчёте. Или не повезло - всю жизнь ведь помнила тот край оврага, где могла остаться навсегда, и то чёрное дуло автомата, равнодушно направленного на неё и её земляков. Угощали ли немецкие хозяева её шоколадками? Не знаю. Может, и угощали, но зато потом водили убивать. Как скот - сначала мы тому бычку хлебушка с солью, а потом на бойню его, да. И вот такое немцы творили с людьми на Украине, чьё население, как сегодня выясняется всё больше и больше, вроде бы было наиболее благосклонно к оккупантам. А тут ближнее Подмосковье, где оставшиеся вынужденно в оккупации люди, фрицам уж наверняка рады не были. А то у нас с одной стороны, мы все знаем о плане "Ост", согласно которому наш народ следовало истребить подчистую всеми доступными способами, а с другой оказывается вдруг, что немцы такие добренькие дядьки были и людей наших, которых сами-то за людей и не считали вовсе, из их же домов совсем не выгоняли, а сами жили в сараях. И здесь опять хочется воскликнуть: "Ага, щаз"! Но лучше я, забегая вперёд, скажу, что дом, который сожгла Зоя Космодемьянская, был узлом связи у немецкой части, стоявшей в Петрищево. Или у кого-то вызывает сомнения, что уж по чему - по чему, а по узлам связи противника надо бить едва ли не в первую очередь? Так что сказки о добрых немцах, которые в занятых ими наших населённых пунктах никоим образом не ущемляли местное население, оставьте психопату невзорову, снявшему, несомненно, отличный фильм о чеченской войне "Чистилище", но, видимо, на этой теме и поехавшему крышей окончательно. А то я попрошу Вас вспомнить историю космонавта № 1 Юрия Алексеевича Гагарина, чья семья так же пережила оккупацию на Смоленщине, и как его брата немец шарфом душил. За кусочек хлеба. И вот таких историй, когда наши люди на оккупированных территориях уходили в лес, подальше от немцев, и жили там в землянках, уверен, наберётся куда как больше, нежели тех, где немцы всех шоколадками угощали. Так что, если и было где, что жители на оккупированных немцами территориях оставались жить в своих же домах, то это, скорее, исключение из правил.

Подчёркиваю, шла война не на жизнь, а на смерть и чтобы сломить сопротивление сильного противника, годились, наверное, любые средства и останавливаться перед возможностью того, что в случае поджогов диверсантами жилых домов в тылу врага пострадает один какой-то несчастный наш же соотечественник, было бы преступным. Просто потому, что в противном случае - не жги немцев, не выгоняй их из тепла на улицу, в заснеженное поле, они возьмут Москву и соотечественников наших погибнет тогда уже куда, как больше. А если и не возьмут Москву, то нашей же армии, нашим солдатам столько бед ещё причинят, мама не горюй. Есть такое понятие в юриспруденции - крайняя необходимость. Утрированно, это когда в целях спасти наибольшее количество жизней, ты вынужден отнять какую-то одну жизнь. Да и отнять ли ещё? Так что, жизнь человека, любого, это - всегда выбор и не дай Бог никому из нас принимать решения, касающиеся миллионов рядовых судеб. Всё равно, не правы окажемся. Либо перед этими, либо перед теми. Но надо чётко понимать одно, когда над всем твоим народом нависла общая смертельная беда, у тебя нет права думать только лишь о себе одном любимом и только о своём доме. Нет, не воспрещается, ибо это нормальное поведение человека в экстримальной ситуации, но только при учёте того, что и о других у тебя душа так же болит. В противном случае всех по одиночке и перебьют, не спросив ни фамилий, ни имён. В общем, жертвуя кем-то одним, советское руководство спасало тысячи других. В том числе и приказом № 0428, равно как и другими не менее жёсткими мерами. Например, артиллерия наша дальнобойная бьёт по домам, где засел противник - как Вам такое? Давайте предъявим артиллеристам РККА, что они оставили без крова своих же соотечественников, которые не успели эвакуироваться. Хватит совести у нас на такое обвинение нашим же дедам и прадедам?

И ещё раз подчёркиваю, я не считаю приказ ставки ВГК за № 0428 от 17.11.1941 стопроцентно правильным, я считаю его именно неоднозначно. Но зная всю звериную суть той войны, как, в общем-то, и любой другой, и отчасти по тем архивным документам, что лично держал в руках, понимаю, другого выхода тогда у советского командования, очевидно, не было. На дворе стояла вторая половина ноября 1941 года и это значит, что уже вовсю велась подготовка к знаменитому сегодня контрнаступлению РККА под Москвой, которое началось 5 декабря 1941 года. Ну-ка, вдумайтесь, друзья, что было бы с нашими дедами и прадедами, идущими освобождать сёла и города Подмосковья, встреть их враг из укреплённых позиций, из тех самых добротных крестьянских домов: сытый, тёплый, одетый враг. Представили? Нашим солдатам и командирам в декабре 1941 года и без того пришлось несладко в тех атаках по пояс в сугробах, но они победили - отогнали немца аж на 200 километров в среднем. И всего за какой-то месяц по факту. К слову, из Петрищево немцы тупо ушли сами - не было возможности оборонять этот населённый пункт от наступающих красноармейцев 108-й стрелковой дивизии. Уверен, Вы уже догадались, почему у немцев такой возможности не было. На замёрзшем пепелище особо много не повоюешь. И кто их лишил такой возможности? Правильно - Зоя Анатольевна Космодемьянская.

Советские диверсанты - партизаны минируют железную дорогу... Ах! Ох! А как же теперь жители-то на оккупированных территориях? Ведь немцы по этим дорогам не только боеприпасы и личный состав перевозили в одну сторону, а в другую гнали в концлагеря в Польше и Германии тех самых жителей, но ещё и шоколадку, которой вдруг возьмут и угостят несчастного крестьянина, коего собственная Красная Армия бросила, отступила...  Бред же, согласитесь... Мух-то от котлет надо как-то, всё-таки, отделять... Или нет? (фото из открытых источников)...
Советские диверсанты - партизаны минируют железную дорогу... Ах! Ох! А как же теперь жители-то на оккупированных территориях? Ведь немцы по этим дорогам не только боеприпасы и личный состав перевозили в одну сторону, а в другую гнали в концлагеря в Польше и Германии тех самых жителей, но ещё и шоколадку, которой вдруг возьмут и угостят несчастного крестьянина, коего собственная Красная Армия бросила, отступила... Бред же, согласитесь... Мух-то от котлет надо как-то, всё-таки, отделять... Или нет? (фото из открытых источников)...

Ладно, хватит про приказ № 0428, так как, не сомневаюсь, людям, умеющим мыслить критически, всё понятно с этой ситуацией - другого выхода у советского командования в ту пору не было и всё тут. Приходилось жертвовать одним ради тысяч и даже ради нас, сегодняшних. И, безусловною, критически могли мыслить и Вера Волошина, и Зоя Космодемьянская, к страшным историям о которых мы сейчас постепенно и переходим. И уж кем - кем, а маньяками они точно не были, хоть такие истории из-под пера всяких постсоветских шизофреников и выходили массово. Особенно про Зою. Бедная девочка. В чём только не обвиняли её и чего ей только не приписывали, нагло сочиняя байки, что какой-то там психиатр знаменитый французский якобы видел даже её историю болезни. Я, конечно, не медицинский работник, но как-то вот знаю, что истории болезни хранятся максимум двадцать пять лет. Это в самых особенных случаях, каковым рядовой случай шизофрении вряд ли может являться. А то никаких архивов больничных не хватило бы. Но именно в шизофрении обвиняли Зою, уверяя, что видели даже её историю болезни из института имени Кащенко. В шестидесятых годах. Нет, я не отрицаю, что такое могло быть, но в этом случае подразумеваю, что и сами врачи Кащенко больны всё той же шизофренией, а то и паранойей. Иначе зачем хранить историю болезни человека, которого давно уже нет в живых?

Зоя Космодемьянская, будучи ещё школьницей, болела менингитом, в связи с чем и лежала в больнице, а затем проходила долгий курс реабилитации в санатории. И, учитывая, что затем она блестяще закончила школу, можно только поаплодировать советским врачам - не секрет, после такого заболевания реально можно головой поехать, однако с Зоей этого не случилось и ни о какой шизофрении здесь и речи быть не может.

Следующий пункт "обвинения" , появившийся буквально недавно и, вроде как даже из самых лучших побуждений, это то, что Зоя была набожной, так как происходила из семьи тамбовского священника, замученного... Ну-ка, кем? Правильно, коммунистами - зверями, от коих немцы потом и пришли спасать русский народ. Ай, молодцы сочинители постсоветские - нобелевскую им по литературе. Немедленно! Ну, просто потому, что если так было бы на самом деле и чему документальных подтверждений не существует в природе, то это не Василий Клубков предал бы Зою в ноябре 1941 года в деревне Петрищево, когда их схватили фрицы, а наоборот - она сама Василия и сдала бы оккупантам. Мотив в этом случае появлялся бы у девушки железный: мстить большевикам - сначала деда убили, а потом и меня русских же крестьян жечь отправили. Так что, как раз, сочинения постсоветских журналистов, старавшихся во что бы то ни стало заработать на антисоветском хайпе - это и есть шизофрения, а не то, что делала Зоя в своей короткой жизни. А была она комсомольским старостой класса и даже пыталась, хоть и неудачно, заставить отличников, какой и сама была, взять на поруки отстающих по программе одноклассников, помочь тем подтянуться по учёбе. Словом, Зоя, как раз, в отличие от тех, кто потом сдаст её немцам, а спустя десятки лет бессовестно оклевещет, всегда думала о других. О тех, кто рядом с ней, а не только о себе любимой. И в связи с этим никак не вяжется её киношное заявление, что страдает она за трамвайчик и булочку. Подобное страдание сродни, как раз, страданиям полиция свиридова, обрекшего девочку на муки страшные - тот за домик страдал. Вероятно, с печкой, в которой пеклась булочка. Единоличник, думающий на фоне общей беды только о себе. У Зои же мысли были куда как шире и именно потому я нисколько не сомневаюсь в тех её словах, о которых жители освобождённой уже деревни Петрищево рассказали военному корреспонденту Петру Лидову, установившему, кстати, настоящее имя девочки - Героя.

Дело в том, что попав в лапы изуверов, Зоя, понимая, что она не просто солдат, а разведчик, соврала им своё имя, назвавшись Таней. А почему собственно Таней? Отчего не Марией, раз уж такая верующая была? И я сразу оговорюсь, что нисколько сейчас не богохульствую, в отличие от современных киношников, что пихают библейские темы в свои творения и к месту, и не к месту. Вера в Бога - это слишком личное и потаённое для каждого из нас и нельзя пихать её всюду. Может, Зоя и была верующей, тем более, что дед-то её и, правда, священником был, но верила она уж точно не так, как это представляем себе сегодня мы. Она была воспитана совершенно иначе, у неё была идеология, она была комсомолкой. И Библия её вряд ли привлекала, в отличие от заветов Ленина. Так почему же Таня, а не Мария? А всё просто - не дева Мария была для Зои примером в жизни, а Татьяна Григорьевна Соломаха. Кубанская учительница, большевичка, зверски казнённая, внимание, белогвардейцами в 1918 году. 7 ноября. Четвертована, будучи больной тифом. Кто там ещё что за честь и совесть белой гвардии сказать хочет? Вот для Зои Космодемьянской фашисты были тоже самое, что и белогвардейцы. А сама она по этой же причине в свой предсмертный час стала Таней. А нам тут про библейские истории рассказывают некоторые высокопоставленные чиновники, к которым у меня лично отношение вряд ли менее однозначное, чем к приказу № 0428. Ещё раз повторю, в Бога я верю, а вот те, кто пихают мне его из каждого, простите, утюга, сами-то верят ли? Сомневаюсь. Продолжаем...

Татьяна Соломаха - кубанская учительница и большевичка... На глазах у многих людей белогвардейцы рубили её, больную тифом, на части и безо всякого суда и следствия... Почти как фашики потом с их приказом "Об особой подсудности"... (картинка из открытых источников)...
Татьяна Соломаха - кубанская учительница и большевичка... На глазах у многих людей белогвардейцы рубили её, больную тифом, на части и безо всякого суда и следствия... Почти как фашики потом с их приказом "Об особой подсудности"... (картинка из открытых источников)...

Но если про Зою Космодемьянскую в сети написано очень много, как и правдивого, так и откровенной лжи, то про её напарницу по последнему рейду в тыл врага - Веру Даниловну Волошину, увы, совсем чуть - чуть. Хотя, может, это даже и к лучшему, а то и её всю облили бы с головы до ног известной противной субстанцией. С антисоветчиков станется - они подонков, рубящих женщин, больных тифом, в благородные герои возводят, а девочек, жегших дома с фашистами внутри, поласкают на чём свет стоит. И ничего - всё им с рук сходит. Это оттого, что, как мне кажется, некоторые большие чины до сих пор пытаются усидеть на двух стульях. И нашим, и Вашим, так сказать. И за белых, и за красных одновременно - а итог такого поведения сегодня, как раз, недалеко от Донецка разворачивается. Определиться надо бы, как мне думается - какую идеологию исповедует наша государственность, окромя веры в Бога.

Так вот, Вера Волошина родилась без малого через год после страшной гибели Татьяны Соломахи, и в почти родном мне городе Кемерово, называвшемся тогда Щегловском. Не знаю, как у неё там с верой в Бога, так как мне знакомый Батюшка рассказывал, что в Сибири детей крестили спокойно и при большевиках даже в 30-х годах. Да, что там Батюшка из деревенской церквушки, где я с женой венчаля да детей своих скрестил, когда моя собственная, родная бабушка, появившись на свет ровно за пять дней до рождения Советского Союза, была крещённой, как и её младшие сёстры, родившиеся уже в 30-х годах. В общем, Сибирь - не Москва и не Поволжье, где коммунисты и впрямь за Церковь взялись не хило. Что было - то было, чего уж греха таить, но как-то вот сибирские глухие места сиё стороной обошло, и Слава Богу. И оттого-то я Батюшке тому верю и предполагаю, что Вера Даниловна Волошина точно была крещённой. Однако общество, в котором она росла, училась, развивалась, всё же сделало её первое - комсомолкой, а второе - спортсменкой. Причём и то, и то на довольно высоком уровне, так как в 1937 году, девочка из провинции едет и спокойно себе поступает в Московский институт физкультуры. На дворе безжалостные массовые репрессии, а человек спокойно начинает ход своего социального лифта. И не она одна, а и её жених - Юрий Двужильный, будущий дважды Герой Советского Союза, правда, второй раз, к сожалению, посмертно. Наверное, Юрий Михайлович в последнем своём бою летом 1944 года мстил именно за свою Веру, и сегодня в их и моём городе Кемерово, улицы, носящие их же имена, пересекаются. Словно бы, они, всё-таки, поженились, а мы все их дети и внуки. Ну, не все, ладно, а только те, в чьей судьбе есть город Кемерово. И когда я раньше бывал в кемеровском микрорайоне "Южный", я частенько думал, а как бы могла сложиться жизнь этих двоих замечательных людей - комсомольцев, не случись войны? Зная о том, как именно они погибли, я не сомневаюсь, это могла бы быть замечательная жизнь двух светлых людей на благо родного города и родной страны. Но, увы, на это благо пришлись их смерти. И если о Юрии Михайловиче Двужильном я ещё буду писать отдельную публикацию, то о том, как погибли за Родину, а, значит, и за нас, девочки - комсомолки Зоя Космодемьянская - она же Таня и Вера Волошина, написать должен уж сейчас. Готовьте нервы - до истинной веры в Бога, о чём было написано на ременных пряжках палачей Зои и Веры, ой как далеко в этой истории...

кемеровчанин и донбассовец в одном лице, жених Героя России - Веры Волошиной, бесстрашный комбат и дважды Герой Советского Союза, Юра Двужильный... "Мой милый, если б не было войны"... (фото из открытых источников)...
кемеровчанин и донбассовец в одном лице, жених Героя России - Веры Волошиной, бесстрашный комбат и дважды Герой Советского Союза, Юра Двужильный... "Мой милый, если б не было войны"... (фото из открытых источников)...

21 ноября 1941 года две группы диверсантов (по десять человек каждая) из В/Ч № 9903, получают приказ на уничтожение жилых построек в прифронтовой полосе с немецкой стороны. За пять - семь дней группы должны были в общей сложности сжечь десять населённых пунктов: Анашкино, Петрищево, Ильятино, Пушкино, Бугайлово, Гребцово, Усатново, Грачёво, Михайловское, Коровино. Группами командовали уже опытные диверсанты - Борис Крайнов и Павел Проворов, причём заместителем последнего идёт именно Вера Волошина. Зоя Космодемьянская была в составе группы Бориса Крайнова. Вооружение у всех - пистолеты и бутылки с зажигательной смесью. Разделиться крайновцы и проворовцы должны были после перехода линии фронта, но немцы их ждали. В том смысле, что не их именно, а, вообще, любых разведчиков с нашей стороны, хоть и войсковых, охраняя себя любимых. Однако попались в засаду именно комсомольцы из В/Ч № 9903. Очевидно, сказался уровень подготовки. Правда, после первого обстрела группам, всё же, удалось, хоть уже и в смешанном составе, потеряв несколько бойцов, выйти к своим целям. Зоя Космодемьянская, Борис Крайнов и Василий Клубков - к Петрищево, а группа, в которой находилась Вера Волошина - к Головково, где и напоролась на новую засаду немцев с полицаями. У второй группы завязался короткий неравный бой, в результате которого Вера Волошина было тяжело ранена и товарищи, сочтя её погибшей, ушли выполнять задание уже без неё. Только много лет спустя журналист Георгий Фролов узнал обстоятельства гибели юной кемеровчанки - партизанки. И, разумеется, со слов местных же жителей.

Вера, как оказалось, попала в плен и полицаи несколько дней истязали раненую. В тщетных попытках узнать состав и цели её группы, резали ножами, били и, наконец, 29 ноября 1941 года привезли в Головково, где на глазах у согнанных к месту казни местных жителей повесили на придорожной иве. И как у немчиков водилось, конечно же, всё фотографировали. Но Вере было на это плевать. Она, в одном нижнем белье на диком морозе, гордо встала сама со дна грузовика, на котором её привезли, и сделала последние несколько шагов к месту своей скорой смерти. Последними словами были: "Я смерти не боюсь! Наши, всё равно, победят и отомстят за меня". И говорят, Вера, когда грузовик отъехал, оставив её без опоры, пела ещё "Интернационал". Может, всего несколько секунд, а потом её горло навсегда стянуло жёсткой петлёй. Фрицы не разрешали снимать и хоронить казнённую, а полицаи строго следили за исполнением этого запрета и только через три недели, когда наши войска освободили Головково, юная партизанка была похоронена местными жителями, которые и имени-то её не знали.

Как не знали жители соседней с Головково деревни Петрищево и имени Зои Космодемьянской. Для них она была Таней, которая успела сжечь три дома, один из которых точно был узлом связи немецкой части, квартировавшей в деревне. Многие постсоветские разоблачители пытались доказать, что никаких немецких войск в Петрищево не было, однако местные жители говорили обратное, да и немцы, при всей своей хвалёной педантичности, всё же, могли не указать в своих документах, что в Петрищево стоит какой-нибудь их полувзвод. Никто никогда не говорил, что диверсанты из В/Ч № 9903 шли уничтожать какой-то крупный гарнизон фрицев. Они шли жечь дома, где немцы просто были, а сколько их там было - это уже дело десятое. Главное - выгнать на мороз тех, что есть уже и не дать возможности прийти сюда тем, что прийти могли бы в любой момент и организовать упорную оборону. Сейчас в деревне не было ни одного фашика, допустим, а завтра их там могл окопаться целый батальон, и, пойди-ка, выкури его. Мы же все знаем, как ложились целые наши дивизии в бесплодных атаках на укреплённые немецкие позиции с пулемётами. Вот то-то и оно. Давайте определяться, что в той ситуации было наиболее важным - несколько домов местных жителей, которые итак уже жили в скотских условиях, или же тысячи жизней наших солдат и командиров?

Зою (Таню) поймал местный староста по фамилии свиридов (в сети есть и его имя, и его отчество, но я не хочу его называть по имени и отчеству). Случилось это в момент, когда она пыталась совершить поджог сарая с лошадьми. Если кому-то жалко лошадок, то на них так-то немцы к фронту везли и боеприпасы в том числе. Война - одним словом и именно поэтому староста немедленно передал партизанку немецким солдатам. Он не знал, чем война кончится и жил одним днём, а потому делал всё, чтобы немцы его самого не вздёрнули бы. Да, человек хотел жить - это нормально. Но если только не ценой жизни другого человека. Или я не прав? И, кстати, все жители Петрищево потом поясняли, что в их домах жили немцы, а сами они ютились где придётся. Речь в том числе и о сожжённых домах крестьянок Кареловой, Солнцевой и Смирновой, последняя из которых, кстати, - единственная, кто вместе с немцами бил Зою (Таню). За свой дом, в котором жила не она сама, а оккупанты. Интересный подход - у кого ещё шизофрения? Остальные жители Петрищево, в том числе Карелова, "пострадавшая" по факту не меньше Смирновой, Зою (Таню) не трогали. В общем, не испытывали от чего-то другие жители Петрищево, кроме Смирновой, желания, отомстить Зое (Тане) за свои дома, потому как по сути и не за что было им мстить этой девочке. И более того, жители Петришево, вообще, старались уклониться от созерцания пыток и казни, но немцы и полицаи, всё равно, заставляли глядеть. И вот лично для меня очень странно, когда всего пара идиотов подвели девчонку к смерти в войну, а другая пара таких же идиотов потом поливали её чем только можно уже в девяностые годы, вызывают жалость и понимание да именно к их мнению прислушивается общество, а то, что говорит большая часть свидетелей происходившего, во внимание не берётся совершенно. Словом, опять всё тоже самое - кто во что хочет, тот в то и верит. Исходя из своих же внутренних убеждений и своей совести.

Зою (Таню) так же резали ножами и два дня били резиновыми палками по всему телу, жгли, а потом много часов кряду водили босой и в одной рубашке по снегу, однако она так ничего о составе своей группы и не сказала своим мучителям и, может быть, поэтому удалось выжить тогда и вернуться к своим Борису Крайнову, который погибнет только в 1943 году в десанте, спасая боевого товарища по принципу "жизнь за други своя".

С другой же стороны, ничего не добившись от пленницы, немцы, всё равно, продолжали над ней издеваться, вместо того, чтобы сразу убить. Зачем? Что это, если не та самая маниакальная шизофрения? Ведь и над повешенной Зоей (Таней), уже мёртвой немецкие солдаты продолжали глумиться, отрезав ей, кроме прочих надругательств, даже грудь. Вот такая вот совершенно не библейская история. Одни за свой домик готовы были убить других и не одного, а те самые другие - за счастье тысяч остальных, не пожалели не только этого самого одного, ладно, пускай, трёх, домиков, а и своей собственной жизни.

И да, в историях гибели комсомолок, веривших в советскую власть, а вовсе не монашек, - Веры Волошиной и Зои Космодемьянской много ещё не ясного, имеются противоречия, но одно известно точно, они шли не своих соотечественников, вынужденно оставшихся в оккупации, убивать, а немецких солдат, которые, останься живы, легко могли бы убить солдат уже наших. Да, ни один фриц, к сожалению, в ту ночь не сгорел. Однако в огне не погиб и ни один житель Петрищево - так что к чему эта истерика против Зои (Тани)? Лично я вот не сомневаюсь, Вера Волошина и Зоя Космодемьянская верили в своё дело и потому шли в свой второй и последний рейд по тылам врага, именно спасать свою страну и свой народ, про который знали, что всех не перевешают. Спасать, пускай и ценой двух - трёх, да даже сотни домов. Домов с фашистскими солдатами, пришедшими убить нас всех, причём юридически разрешив себе это в полной мере теми самыми приказами. И получается, что на одной чаше весов сто домов с убийцами наших же дедов да прадедов, уничтожителей нашей страны и тысяч наших уже домов. А на другой - миллионы спасённых жизней, в том числе нас, сегодняшних. И наших с Вами домов опять же. Знак равенства ставьте сами, друзья, а я уже давно поставил. Уверен, Вы - люди разумные. За сим не прощаюсь, обязательно увидимся. С Уважением писатель Артём Чепкасов...

Последние слова Зои (Тани) в старом музее её имени в д. Петрищево... (фото из личного архива)...
Последние слова Зои (Тани) в старом музее её имени в д. Петрищево... (фото из личного архива)...
фото из личного архива...
фото из личного архива...
-12