Найти в Дзене

Кочевые народы не знали эпидемий и венерических заболеваний. Они обходили их стороной

Оглавление
Недавно учёные выяснили, что все известные в мире эпидемии как-то прошли мимо представителей кочующих племен. И венерическими заболеваниями дети степей практически никогда не страдали. Связано это было с особенностями образа жизни.
Фото www.trazeetravel.com
Фото www.trazeetravel.com

Люди во все времена пытались противостоять болезням, однако в разных географических регионах были свои подходы, способы лечения и фирменные секреты. В том числе полученные путем проб и ошибок.

ВОЕННАЯ ХИРУРГИЯ

Одной из самых неизученных областей народной медицины являются травматология и хирургия, уверяет эксперт ЮНЕСКО Евфрат Имамбек. При этом он уверен, что для своего времени эти области врачевания однозначно были едва ли не самыми прогрессивными у кочевников.

– Кому, как не животноводу, знать устройство живого организма - утверждает специалист - Конечно, есть отличия, но принципиальный механизм работает одинаково. Безусловно, люди умели "починить" бойца, быстро вернуть его в строй. Известный казахстанский социоантрополог также сообщил, что на территории его республики археологи находят останки людей из далёкого прошлого со следами ампутаций, трепанации черепа – это всё доказывает наличие у них опыта военной хирургии.

Несмотря на то, что кочевники не возводили городов с их повседневными "благами цивилизации", они очень щепетильно относились к гигиене, заявляет Имамбек. По его словам, исторической науке практически неизвестны упоминания о венерических заболеваниях в степи.

Вообще, болезни, передающиеся половым путем, появились в эпоху географических открытий, когда европейцы начали колонизировать мир. – По-видимому, тогда и пришли серьезные эпидемии, – продолжает член правления Международного фонда изучения Тенгри – Потом кочевники, когда они брали города, никогда в них не оставались, это просто была военная необходимость.

Степным жителям было невыносимо находиться в городах с узкими улицами и отсутствием канализации, особенно в Европе. Или в Согдиане и Мавераннахре, где она уже была, но даже эти системы "варвары" считали не слишком чистыми, плюс скученность людей в одном месте. Вольный человек привык жить на свежем воздухе, просторе, там передача инфекций сведена к минимуму. Поэтому, если и была какая-то зараза, она приходила из городов – обычно болезни приносили дервиши, шаманы и прочие целители. Очагом эпидемий всегда был город.

ВАКЦИНАЦИЯ XV ВЕКА

Известный доктор из рода кочевников Отейбойдака Тлеукабылулы уже в Средние века описывал болезни, диагностику, методы лечения. Он оставил после себя редкую рукопись по древней народной медицине, датированную XV веком. Проживая в Китае он открыл и записал технологию вакцинации и многое другое.

Например, Отейбойдак предлагал взять кровь переболевшего человека и влить ее здоровому животному (чаще – крупному рогатому скоту). После того как оно заболевало, необходимо было дождаться, пока не появятся заметные лимфоузлы. Затем брали лимфу, разводили и давали жителям аулов. Таким образом происходила вакцинация, делалось это опосредованно, через животное, чтобы не было заражения.

Этот способ использовался за несколько столетий до француза Луи Пастера, который, как считается, открыл вакцинацию. Отейбойдак в своей энциклопедии рассказывает и об оперативном вмешательстве – в основном это лечение с помощью кровопускания, которое было одним из распространенных на территории всей Евразии – от Китая до Атлантического океана.

Вообще, у кочевников было много способов целебного применения средств животного происхождения. У их потомков по сей день бараний курдючный жир, известный своими согревающими свойствами, многие держат в холодильнике. Также раньше у них использовались жиры таких животных, как лошадь, медведь, барсук, сурок, гусь.

ТОЛЬКО ЖИРЫ И ТРАВЫ

В Казахстане еще в 70-х годах прошлого века в аптеках принимали сурчиный жир – охотники топили его и сдавали по 6 рублей за килограмм. В этой республике в лесостепной зоне и горных местах, там, где водились барсуки, знали о ценности их жира, – отмечает социоантрополог. – Этими жирами кочевники лечили заболевания дыхательных путей, бронхолегочные болезни и т. п. А с помощью конского жира делали эффективный компресс при растяжениях и переломах. Известно, что в теле животного определенные органы концентрируют полезные вещества, которые и являются лечебными.

Возможно, в этой стране до сих пор где-то практикуется способ исцеления с помощью обертывания человека в шкуру только что освежеванного барана, довольно популярный в былые времена.

Кочевники, как правило, использовали для лечения то, что всегда было под рукой. Поэтому один из самых распространенных методов – применение трав. По сведениям российских врачей, приехавших в конце ХIХ века в Туркестанский край, там использовалось более 200 лекарственных средств растительного происхождения!

Там, к примеру, собирали корень солодки, расторопшу, а это самые распространенные растения в степи, и применяли их в качестве желчегонного средства, улучшающего функции печени. Из горного боярышника заваривали чай. Он снижает давление, помогает от головной боли, бессонницы и др.

Известно, что кочевники активно применяли разные виды полыни, корни шиповника, можжевельник, гвоздику, девясил и многое другое.

– Отличие медицины кочевников от, может быть, западной – в понимании места человека в этом мире. И основным ее столпом, как и всей культуры евразийских степняков, является тенгрианство. Категория Тенгри – как вечная вселенская гармония. Может, неосознанно, но принцип строился на достижении гармонии с окружающим миром, на приведении своего духовного "я" в равновесие с физическим состоянием, – заключил Евфрат Имамбек.

В статье использована информация из Каравана