В поисках бесплатного пива и чипсов можно стать активистом партии зеленых — о случае подобного плана с чувством, толком, расстановкой и песней «The End» группы The Doors в самой болевой точке повествования рассказывает французская комедийная драма «Шопоголики» от создателей европейского суперхита «1 + 1» Оливье Накаша и Эрика Толедано. С 30 ноября картина в российском прокате, и самое время поговорить о том, что предстоит увидеть. История не разочаровывает
Текст: @mixedarts
«Приветствуем участников соревнований», — примерно такой фразой можно встретить привлекательных французских мужчин Альберта и Бруно, которые по уши в долгах, скупают по дешевке странные вещи для перепродажи (в крайнем случае можно спихнуть родственникам) и теперь наблюдаются у специалистов в надежде на то, что когда-нибудь их долги выкупит для списания какой-нибудь предприимчивый банк. К этому раскладу банковские антрепренеры центральных персонажей готовят, но ничего не гарантируют. Обеспечить на сто процентов можно только психологическую поддержку.
Социальная служба, которая занимается банковскими донорами подобного рода, призывает героев взять жизнь под контроль, пока не стало поздно, и вовремя подворачивается под руку передвижной лагерь экоактивистов, которые организовывают акции на донаты, время от времени бегают полуголенькими, пьют пиво и заедают его чипсами. Внутри как раз такой команды и можно конкретно перенастроиться. То есть анархисты в этом фильме противостоят обществу потребления с его вампирским отношениям по отношению к тем, кто, собственно, обеспечивает движение денег.
Толедано и Накаш сами пишут свои сценарии трагикомических социальных драм, придумывая гэги и конструируя диалоги, которым веришь мгновенно. Особенно в сценах суетологического плана.
Любимая ситуация режиссерского дуэта — дружба между противоположностями («шопоголики» и такие же отчаянные экоактивисты), а также демонстрация ситуаций, скажем так, полного человеческого падения, но поданных с изрядной теплотой. Есть такая сцена и в «Шопоголиках», когда пассажирам пытаются продать изъятые при посадке на авиалайнер жидкости.
Опустошение онлайн-прилавков маркетплейсов от ненужных вещей и вручение мужу сестры собачьего чучела для того, чтобы отвлечь внимание от долга, — вот такие параллели проводят Толедано и Накаш, это их внутрисюжетный монтаж истории, и если вы в целом готовы включиться в постмодернистскую игру такого толка — «Шопоголики» ваш фильм. Тема того, что все в мире связано, на экране обсуждается постоянно. Чаще тут только про любовь и основную тему — компульсивное потребление.
Чуть реже на экране говорится про новые формы воинственности экологических активистов, которые делают благое дело, но часто используются со своей кипучей энергией не по назначению. Заметим, что картина начинается с нарезки из речей разных президентов Франции, которые говорят, что предстоящий год будет очень трудным. Так и выходит.
Впереди нападение потребителей на магазины в «черную пятницу» (можно выхватить HD-телевизор по спеццене, а затем перевыставить его на продажу), героев ждвт капканы в виде долговых ям, консультанты по борьбы с шопоголизмом и микрозаймами (в роли одного из них блистает Матье Амальрик) — то есть гармоничный мир XXI века, в котором все одиноки, но самом деле стоят плечом к плечу онлайн с товарищами по несчастью.
Интересно, что Накаш и Толедано помимо упомянутой «The End» группы The Doors использовали еще и другую песню, присутствие которой тут не особенно очевидно и никак не объясняется — это «Little Wing» Джими Хендрикса. Видимо, это для связи современных экопротестов с вольными хиппи-людьми конца 60-х годов. Подобные мысли обычно приходят уже после просмотра, так что вы сами понимаете — эффект «Шопоголиков» столь силен, что воспоминания о ленте долго живут со зрителями после просмотра.
И эту картину интересно обсуждать после просмотра, что есть редкость по нынешним временам, когда режиссеры со зрителем «вдолгую» играют только в сериалах, где можно повторять одно и то же на разные лады. У французов же вас ждет пару интенсивных часов и вы потом едва ли скажете, что провели время зря. Мысли, предложенные в ленте, будут жить. в вас какое-то время.