Найти в Дзене
Континент рока

Альбом "Hackney Diamonds" (2023) группы The Rolling Stones

Автор: Алексей Коршун Начну немного издалека. Точнее с 2014 года, когда в город Екатеринбург в первый и в последний раз, если не ошибаюсь, наведался выдающийся рок-музыкант, басист, вокалист, композитор, поэт-песенник Гленн Хьюз. Тогда он приехал с группой California Breed, в составе которой мы тогда, помнится, ожидали увидеть Джейсона Бонэма, сына великого Джона Бонэма, тоже барабанщика. Но младший Бонем не приехал. Зато рядом с Хьюзм на сцене блистал юный гитарист, лет 23, от роду. Играл он здОрово, с выдумкой, получил некоторую порцию восторгов публики, но и только. Хотя Хьюз всячески демонстрировал особое своё расположение к этому музыканту. А между тем этого парнишку ожидало гораздо более серьёзное признание, правда, почти десять лет спустя и не на сцене, а в студии в должности продюсера. Дело в том, что звали этого парня Эндрю Уотт. И с некоторых пор она занялся продюсерской деятельностью, спродюсировал ряд альбомов, в том числе два последних альбома Оззи Осборна и карантинный а

Автор: Алексей Коршун

Начну немного издалека. Точнее с 2014 года, когда в город Екатеринбург в первый и в последний раз, если не ошибаюсь, наведался выдающийся рок-музыкант, басист, вокалист, композитор, поэт-песенник Гленн Хьюз. Тогда он приехал с группой California Breed, в составе которой мы тогда, помнится, ожидали увидеть Джейсона Бонэма, сына великого Джона Бонэма, тоже барабанщика. Но младший Бонем не приехал. Зато рядом с Хьюзм на сцене блистал юный гитарист, лет 23, от роду. Играл он здОрово, с выдумкой, получил некоторую порцию восторгов публики, но и только. Хотя Хьюз всячески демонстрировал особое своё расположение к этому музыканту. А между тем этого парнишку ожидало гораздо более серьёзное признание, правда, почти десять лет спустя и не на сцене, а в студии в должности продюсера. Дело в том, что звали этого парня Эндрю Уотт. И с некоторых пор она занялся продюсерской деятельностью, спродюсировал ряд альбомов, в том числе два последних альбома Оззи Осборна и карантинный альбом Элтона Джона. И вот 20 октября 2023 года появилась ещё одна его продюсерская работа. На этот раз под его руководством записались самые главные, самые старейшие динозавры рока – группа Роллинг Стоунз. И это говорит о многом! И о самом продюсере. Но и о самом альбоме, который вышел на славу. Альбом этот называется “Hackney Diamonds”.

Эндрю Уотт
Эндрю Уотт

После того относительного эстетического разочарования, которое принёс последний альбом Роджера Уотерса, я с некоторой опаской ждал появления нового альбома наших ветхих старичков, стоявших у истоков, можно сказать, той рок-музыки, какой мы её знаем и любим. Что ещё могут сделать рок-ветераны, которые, положа руку на сердце, практически всё, что можно сделали ещё в 70-х годах, выпустив в 78 году ошеломительный по звуку и содержанию альбом “Some Girls”? А на протяжении предыдущего десятилетия ещё пяток совершенно классических рок-альбомов, в том числе и экспериментально-психоделический “Their Satanic Majesty Request”, и модернистски блюзовый “Beggars Banquet”, и притягательно-агрессивный “Let It Bleed”, обжигающе блюз-роковый “Sticky Fingers”, и анархично-хулиганский “Exile On Main Street”. Казалось, что стоунзы полностью исчерпали себя, разрядили свои аккумуляторы креативности. И в дальнейшем вплоть до XXI века Роллинг Стоунз творили словно по инерции – за счёт накопившихся за долгие годы суммы приёмов и клише. Не выдавая практически ничего новаторски неожиданного, Роллинги, тем не менее, оставались главной рок-н-ролльной командой мира, сокрушая стадионы своими грандиозными концертными шоу.

Но исполняли-то они в основном, точнее, даже почти исключительно, свои старые хиты, проверенные и любимые всеми – (I Can’t Get No) Satisfaction, Paint It Black, Brown Sugar, Jumping Jack Flash, Angie – достаточно ограниченный, сформированный в ранние годы набор прекраснейших, но всё время повторявшихся хитов. Мы был с женой на концерте Роллинг Стоунз на Дворцовой площади, это было незабываемое, отчасти даже мистическое зрелище, но всё же оставлявшее привкус чего-то циркового, аттракционного. Как будто группа вышла на сцену, чтобы развлекать и забавлять, а не для того, чтобы напитать собравшихся почитателей животворящей рок-н-ролльной энергией.

В общем, я с восторгом слушал и переслушивал виниловые пластинки ранних роллингов, особенно их сырой отвязный ритм-н-блюз двух первых альбомов, спродюсированных их гениальным менеджером Эндрю Олдэмом, по кличке Луг. Альбомы 60-х, 70-х погружали меня в головокружительную атмосферу рок-н-ролльной вольницы. Но к студийным работам Роллинг Стоунз позднего времени я относился спокойно, выделяя отдельные треки. Как произошло и с предпоследним на данный момент альбомом Роллингов, содержавшим оригинальный материал. С альбомом 2005 года, который назывался “The Bigger Bang”. Довольно объёмный по содержанию и продолжительный по звучанию – больше часа, этот альбом начинался ударно, сокрушал тремя-четырьмя первыми композициями, затем терял обороты и совершенно выдыхался к концу, то есть чтобы дослушивать его требовались определённые усилия и терпение.

Альбом The Rolling Srones "The Bigger Bang" (2005)
Альбом The Rolling Srones "The Bigger Bang" (2005)

Но, честно говоря, тогда от Стоунзов никто ничего особенного и не ожидал. Ну записали очередной альбом после восьми лет молчания – и слава Богу! В этом отношении альбом, который не содержал нового авторского материала и который вышел уже 11 лет спустя, альбом кавер-версий блюзовых стандартов “Blue and Lonesome” 2016 года, произвёл гораздо более благоприятное впечатление. Роллинги уже не старались ничего доказывать, не стали высасывать из пальца новые песни и набивать себе цену. Они просто играли в своё удовольствие знакомые им с детства композиции. Поэтому и звучал альбом не натужно, без претензий и биения себя пяткой в грудь, но очень искренне и свежо, не смотря, условно говоря, архаичность материала.

Прошло всего-то 7 лет, и в 2023 году Роллинг Стоунз, которых многие списали со счетов – что, в общем-то, логично, – на заслуженный отдых они могли бы отправиться уже давно, ­– но они триумфально вернулись на мировую рок-сцену, выдав нагара великолепный рок-н-ролльный альбом, да не просто альбом, а своего рода гимн всем прошедшим годам, насыщенным, ритмом, блюзом, роком и драйвом, и в котором нет ни одной проходной вещи. С некоторой долей осторожности, я бы сказал так: Роллинги создали свою лебединую песню, свой “Abbey Road”, то есть то самое совершенное произведение, которое все поклонники рока и группы Роллинг Стоунз ждали от них не один десяток лет. И всё же дождались.

Но всё началось всё-таки с того самого альбома с кавер-версиями старинных блюзовых стандартов. Хотя даже не совсем так: “Blue and Lonesome” стал своего рода отдушиной для участников группы, когда их желание создать новый альбом с оригинальным материалом ещё в 2016 году не совпало с их возможностями творческого характера. Работа тогда застопорилась, и музыканты недолго думая записали то, что лежало у них на душе. То есть любимые чёрные блюзы прошлых лет.

К работе над новым материалом вернулись в 2019-ом. Но тут нагрянула пандемия. И работа вновь прервалась. В каком-то смысле именно карантинные ограничения подхлестнули вдохновение Стоунзов: «В конечно итоге, если все эти заморочки продолжатся, то мы можем остаться в дураках, так и не записав своего итогового альбома – всё-таки возраст нельзя сбрасывать со счетов». Хорошо, что ещё они успели записать пару песен с Чарли Уоттсом за барабанами. А в 2021 году его не стало. Заменил Чарли чернокожий барабанщик-виртуоз Стив Джордан. Дальше отступать было некуда. Вот тут-то на горизонте и появился Эндрю Уотт, порекомендованный самим Полом Маккартни.

Ронни Вуд, Кит Ричардс, Пол Маккартни, Мик Джаггер
Ронни Вуд, Кит Ричардс, Пол Маккартни, Мик Джаггер

Эндрю, по признанию самих музыкантов, не только вдохновил их на дальнейшую работу, после того как сессии с другим продюсером Доном Уазом зашли в тупик. Эндрю Уотт также был твёрдо уверен в том, что публика ждёт не столько соответствующих моде Роллинг Стоунз, сколько прежних, заводных и озорных. И Уотт так и сделал. Ему удалось придать музыке Стоунзов вполне современный звук, ни на йоту не изменив самого характера главной рок-н-ролльной группы мира. Всё-таки у Эндрю было правильное воспитание в детстве – все песни Роллинг Сстоунз он знал наизусть ещё в самом раннем возрасте. Нравилось этому мальчугану хулиганская расхлябанность песен Стоунз.

Кстати, само название альбома “Hackney Diamonds” – это тоже хулиганская выходка. Хакни полукриминальный район Лондона, где но ночам распоясавшаяся шпана любила и любит, надо полагать, бить стёкла витрин и лобовые стёкла машин. На утро мостовая бывает там усеяна битым стеклом. Вот это самое стекло и называют идиоматическим выражением «Алмазы Хакни» – посмотрите, как эти осколки играют на солнце!

Альбом длится по классическим рок-канонам чуть больше 45 минут. Что само по себе является наиболее комфортной для восприятия альбома продолжительностью.

Открывает альбом песня Angry (Злая). Слова вполне в духе старины Мика Джаггера с его склонностью к лёгкому, а иногда и не очень, сексизму, поданному под соусом крепко-сколоченного рок-н-ролла.

-5

Довольно резкий, но впечатляющий старт. Далее темп слегка снижается. Но выяснение отношений лирического героя, альтер эго автора текста Мика Джаггера, которому, напомню, девятый десяток пошёл, с лирической героиней продолжается в песне
Get Сlose (Ближе к тебе). На пианино играет сэр Элтон Джон, кстати.

Нужно признать, основные темы песен альбома – это романтические страсти на грани фола, в этом смысле Роллинги остаются верны себе.

Третий номер – традиционная для Стоунзов среднетемповая блюз-роковая баллада Depending On You (Был зависим от тебя)

Четвертый трек называется Bite my head off (Откусываешь мне голову). Само название песни из разряда причуд живой природы – про самку богомола, откусывающую голову самцу во время любовной страсти, всё помнят из уроков по биологии. И это название в полной мере соответствует панковскому заряду этой песни. При чём в самом что ни на есть олдскульном классическом варианте. Мало того, на басу играет заслуженный панк Британской империи (шучу, конечно) сэр Пол Маккартни. Играет, нужно признать, яростно и уверенно, несмотря на то, что в общем-то эта чуждая для него стилистика. В тексте Джаггер проявил свои панковские наклонности, не особенно стесняясь в выборе терминов и оборотов в обращении к возлюбленной. Это настоящий панк!

Почему ты откусываешь мне голову?
Ты считаешь, я твой шелудивый пёс, я компостирую тебе мозги.

В английском варианте – в последней фразе использована прямолинейная ненормативная лексика.

Пятый трек – мой любимый, поскольку самый мелодичный на пластинке. Называется он Whole Wide World (Весь белый свет). И снова драйвовый рок-н-ролл. Но на этот раз это уже воспоминания о бесприютных годах начала карьеры юных роллингов, когда они жили в одной комнате все вместе, в ужасном бардаке, голодные и холодные, будучи преданными только блюзу.

Dreamy Skies (Небеса мечты) – так назывался блюз, идущий шестым номером.

Я буду танцевать на бриллиантах,
Я буду кататься на коньках по стеклу,
Я буду рубить дрова, я буду раскалывать половинки.
Старый радиоприёмник — это всё, что у меня будет с собой.
Он будет проигрывать только Хэнка Уильямса и паршивый хонки-тонк,
Потому что мне нужно отдохнуть от всего этого.
Этот вполне аутентичный блюз хотя бы на четыре с половиной минуты даёт слушателям возможность отдохнуть от той лавины драйва и энергии, которую Роллинги чудесным образом сумели возродить, не смотря на свой возраст и артрит Кита Ричардса. На самом деле, сравнить по мощности воздействия новый альбом Роллинг Стоунз можно только с их эпохально-шедевральным альбомом “Sticky Fingers” 1971 года. По крайней мере, Роллингам удалось воссоздать ту уникальную атмосферу азарта и куража, которая царила на том давнем альбоме.

Альбом the Rolling Stones "Sticky Fingers" (1971)
Альбом the Rolling Stones "Sticky Fingers" (1971)

Следующие шесть треков нисколько не снижают накала атмосферы альбома, что вообще является бичом практически всех рок-альбомов – вторая половина всегда слабее первой (хотя, конечно, есть и исключения из правил). Эти шесть треков поднимают градус драйва и куража на порядок.

Сначала идёт рок-н-ролл с привычным хлёстким битом Чарли Уоттса (один из треков, записанных с его участием) Mess It Up (Порчу тебе всё). Правда, из текста следует совершенно обратное – ещё неизвестно, кто кому всё портит?!

Затем ещё одна композиция с участием Чарли Уоттса, а также с неожиданно примкнувшим в первые за 18 лет к составу группы её экс-басистом Биллом Уайменом. То есть здесь мы имеем дело составом Роллинг Стоунз третьей формации!). Плюс на рояле подыграл Элтон Джон, но не спел ни ноты, как я понимаю. Это рок-н-ролльная дидактика, которой не так уж много в этом альбоме. Песня называется Live by the Sword (Жизнь с мечом – в том смысле, что кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет).

Затем Мик Джагер сотоварищи возвращаются на привычную стезю рок-н-ролльной лирики с блюзовыми оттенками обиды, ревности и взаимных претензий. Песня называется Driving Me Too Hard (Ты слишком много от меня требуешь).

И наконец, запевает Кит Ричардс, главный гитарист Роллинг Стоунз (всего их два, как вы знаете, ещё есть Ронни Вуд – кстати, игра и того и другого совершенно безупречна, если не сказать гениальна). Голос Кита, конечно, не такой яркий, как у Мика. Но даже сейчас его не назовёшь старческим, этот голос. И этот голос на фоне грустной блюзовой мелодии вопрошает:

У нас есть что-то или вообще ничего нет?
Просто скажи мне прямо.
Песня так и называется Tell Me Straight (Скажи мне прямо)

The Rolling Stones и Леди Гага
The Rolling Stones и Леди Гага

Затем идёт главный хит альбома Sweet Sounds of Heaven (Сладкие звуки небес) – ударный номер, в котором можно расслышать клавиши Стиви Уандера и для записи которого призвали на второй голос, естественно, женский Леди Гагу. Она должна была возродить дух легендарной приглашенной вокалистки Мерри Клейтон, которая в своё время спела с Миком в песне Gimme Shelter. Я и раньше признавал за Леди Гагой значительные вокальные данные, но на этот раз она просто заставила меня стать её фанатом.

И, наконец, завершающий номер, песня из разряда тех произведений, которые относятся к разряду – хороший конец – всему делу венец!

Мадди Уотерс
Мадди Уотерс

Это старинный блюз Мадди Уотерса Rolling Stone Blues – единственный кавер на альбоме. Та самая песня, которая и дала название группе РС, когда взгляд Брайна Джонса, отца-основателя группы, упал на пластинку с этой песней. Шёл 1962 год. Минул с тех пор всего-то 61 год. Трудно поверить. Но те молокососы, которыми тогда были Роллинги превратились в самых заслуженных, самых уважаемых и почитаемых аксакалов, но совершенно не утратили не рок-н-ролльного энтузиазма, ни рок-н-ролльного юмора, ни рок-н-ролльной энергии.

Моя мать сказала моему отцу
Перед самым моим рождением.
Она сказала: «У меня родится мальчик,

Он будет перекати-поле,
о, ну что ж».

Они были «Перекати поле». И остались такими же «Перекати поле». Они – The Rolling Stones!

-9

Читать также по теме "Творчество группы Rolling Stones":

Студийные альбомы группы The Rolling Stones 1964-1978 гг.
Континент рока 20 декабря 2023