Найти тему
Военный атташе

Севморпуть поможет обойти санкции США на российский СПГ

Российский Севморпуть (СМП) обеспечит работу крупных отечественных СПГ заводов, в том числе «Арктик СПГ 2», вопреки санкциям США и конкуренцию по перевозке грузов с Суэцким каналом за счет наиболее выгодной логистики со странами Азии. «Если брать расстояние от Мурманска до Шанхая – это 12,5 тыс. морских миль через Суэц или 7 тыс. морских миль по Севморпути. Разница очевидна», – отметил спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Уже с 2024 году по СМП заработает круглогодичная морская навигация, заявил вице-премьер Александр Новак. Уже в январе-феврале 2024 года первые газовозы с ЯМАЛ СПГ получили разрешение на навигацию по СМП.

Северный морской путь - кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком, полностью расположенный в территориальных водах и исключительной экономической зоне России. Для полноценного круглогодичного использования пути нужно ледокольное сопровождение, однако строительство ледоколов развивается и все они во владении «Атомфлота».

-2

С декабря по 20 февраля по Северному морскому пути планируют пройти три газовоза, которые перевозят ямальский СПГ, и танкер по транспортировке газового конденсата с «Ямал СПГ». «Главное управление Северного морского пути» выдало соответствующие разрешения для прохода как самостоятельно, так и с ледокольной проводкой.

По арктическому маршруту пойдут «Борис Давыдов», «Георгий Ушаков» и «Николай Зубов». Эти газовозы ледового класса Arc7 могут перевозить за раз до 100 млн кубометров газа в виде СПГ. «Юрий Кучиев» — 52 тыс. тонн конденсата.

Целевой показатель грузоперевозок по СМП на 2023 год составляет 36 млн тонн, к 2025 году в планах достигнуть 80 млн т в год. «Росатом» рассчитывает на рекорд по транзитным грузоперевозкам по Северному морскому пути (СМП) по итогам 2023 года в объеме 2,1 млн. Предыдущий рекорд был установлен в 2021 году, когда транзитный грузопоток достиг 2 млн тонн, но в 2022 году показатель упал на 90%.

-3

В начале ноября США внесли в санкционный список дочернюю компанию «НОВАТЭКа», реализующую проект по строительству завода по сжижению природного газа ООО «Арктик СПГ 2». Ранее санкции были введены в отношении подрядчика «Арктик СПГ 2» – компании «Арктик Энерджис». Проект «Арктик СПГ 2» предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая на основаниях гравитационного типа, на которые устанавливаются СПГ-модули. «НОВАТЭК» владеет 60% в «Арктик СПГ 2». У остальных акционеров - французской TotalEnergies, китайских CNPC и CNOOC, а также консорциума японских Mitsui и JOGMEC - по 10%.

США испугались конкуренции с российским СПГ в долгосрочной перспективе. Ведь Европа с января по сентябрь 2022 года закупила его на 12,5 млрд долларов — приблизительно в пять раз больше, чем годом ранее. Очевидно, что СПГ становится основой газовой стратегии на долгие годы. Речь идет о долгосрочной конкуренции, а текущая политическая ситуация— это всего лишь предлог получить преимущество на рынке в будущем. Но санкции не станут помехой доставкам этого ценного груза из России в дружественные страны АТР, тем более по Севморпути это будет выгоднее, чем возить газ из США.

-4

При поставке сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» по Севморпути его конечная стоимость составит $6,8 за МБТЕ (британская тепловая единица), с проекта «Арктик СПГ 2» — $5,2 за МБТЕ. В то же время цена на СПГ с американского проекта Sabina Pass составит $9,4 за МБТЕ, а с австралийского проекта QCLNG — $11 за МБТЕ, подсчитала директор по исследованиям ООО «Имплемента» Мария Белова.

Честь имею!