В Центре «Мой бизнес» юрист Мария Горбанева провела тренинг для предпринимателей. Эксперт разобрала наиболее распространенные нарушения, которые допускают владельцы российских интернет-ресурсов, рискуя получить крупные штрафы и блокировку сайта.
Одним из наиболее распространенных нарушений Мария назвала отсутствие информации о владельце сайта – наименовании, адресе и адресе электронной почты (таким образом нарушается ч.2 ст.10 Федерального закона от 27.07.2005 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
ФАС может рассматривать это нарушение как недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении продавца товара или исполнителя услуги. Нарушение в совокупности с иной имеющейся на сайте информацией может повлечь за собой наложение административного штрафа в размере:
— на должностных лиц и ИП — от 12 до 20 тыс. рублей;
— на юридических лиц — от 100 до 500 тыс. рублей.
Мария обратила внимание на то, что к значительным потерям может привести использования чужих авторских произведений — фотографий, видео, аудио контента.
Спикер сообщила, что в рамках предварительных обеспечительных мер, если правообладатель обращается в суд, блокируют доступ к сайту, на котором размещен использован чужой контент (онлайн-курсы, книги и т.д.) – это будет предупредительной мерой. Далее последует взыскание убытков или компенсации.
— Необходимо тщательно изучать пользовательское соглашение, его нюансы и ограничения. Важно быть осторожнее при использовании стоков — читайте лицензионное соглашение, уточняйте, разрешается ли применение фото и другого контента в коммерческих целях, — отметила эксперт. — Я стараюсь не использовать стоки. Часто фото с таких ресурсов нельзя использовать в рекламных целях. И тогда уже владельцы фото могут обратиться за компенсацией.
Мария перечислила типичные нарушения и в области обработки персональных данных:
— отсутствует политика в отношении обработки персональных данных;
— производится сбор персональных данных без получения согласия на обработку персональных данных;
— производится распространение биометрических персональных данных без согласия лица;
— производится сбор избыточных персональных данных;
— ведется сбор персональных данных на сайте, расположенном на зарубежном хостинге;
— ведется сбор персональных данных с помощью форм компании Google;
— отсутствие всплывающего окна, предупреждающего посетителя сайта об использовании файлов cookie.
Также важно владельцу сайта при сборе персональных данных на сайте находиться в реестре оператора персональных данных.
Приглашенный Центром «Мой бизнес» эксперт призвала быть внимательными и при использовании нейросетей: созданные ими продукты могут быть защищены пользовательский соглашением, ограничивающим использование сгенерированного нейросетью контента в коммерческих целях.
По словам Марии, наиболее распространенными нарушениями владельцев сайтов в сфере защиты прав потребителя являются:
— отсутствие на сайте оферты при дистанционном способе продажи товаров/услуг;
— наличие в оферте недопустимых условий договора, ущемляющие права потребителя;
— отсутствие информации, которая должна быть размещена при продаже товаров дистанционным способом:
1) об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения продавца), о месте изготовления товара, о полном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора;
2) о полном фирменном наименовании, ОГРН, адресе и место нахождения юридического лица, его адресе электронной почты и (или) номера телефона. Для ИП - фамилии, имени, отчества, ОГРНИП, адреса электронной почты и (или) номера телефона.
3) о форме и способах направления претензии.
«Мой бизнес» создан Минэкономразвития Астраханской области для поддержки и развития предприятий малого и среднего бизнеса, он действует по Национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Центр находится в Астрахани на ул. Ульяновых, 10. Подробнее о его услугах можно узнать по телефону горячей линии: +7 (8512) 48-07-93, в телеграм-канале, через страницы в «Одноклассниках» и «ВКонтакте».