В связи со смертью Киссинджера думаю о том, что все его главные достижения, основанные на Realpolitik, оказались, парадоксальным образом, иллюзорными.
Три главных: сближение с Китаем привело к экспонентному росту Китая и превращению его в главную опасность для США и мира, знаменитый Парижский договор, который должен был обеспечить демократическое развитие Вьетнама, привел к полному захвату страны коммунистами, а разрядка завершилась пшиком и к либерализации СССР не привела.
Но дело не только в этих - по итогам - исторических провалах, а в том, что сама Realpolitik - чистая иллюзия. Никакого реализма в ней нет. Однако такими же бездарными являются и противоположные подходы, основанные на идеологических установках.
В качестве примеров сами собой напрашиваются безумный Бжезинский, который надумал для поражения СССР в Афганистане снабжать оружием моджахедов и фактически стал отцом современного исламского терроризма. Или неоконы, которые своей глупейшей войной в Ираке выпустили из бутылки иранского джина, много более опасного, чем Саддам Хусейн.
К чему это я? А к тому, что нет более опасных для мира людей, чем политики и дипломаты. Они не решают ни одной проблемы, но лишь создают новые, куда более смертоносные.
Евгений ДОБРЕНКО