На всю страну прогремело дело так называемых «Костромских педофилов». Помимо ужасного преступления всю страну поразило равнодушие прохожих. Вероника Николаева во всю звала на помощь, но никто не отозвался. Вопрос только один «Почему?».
В главе 18 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, при этом особо строгое наказание установлено в тех случаях, когда потерпевшая (-ий) является несовершеннолетней (-им).
Я не буду затрагивать вопросы различий составов преступлений и прочие моменты. Лучше коснуться другого немаловажного момента – правоприменения.
Из совсем недавних дел – дело Николая Ражева, 85 летного тренера по настольному теннису, которого признали виновным в насильственных действиях сексуального характера по отношению к несовершеннолетней (https://newdaynews.ru/ekaterinburg/807821.html). Сразу оговорюсь, что с материалами уголовного дела я не знаком. Только, как сообщают СМИ, в основу обвинительного приговора были положены исключительно слова потерпевшей. При этом проигнорированы доводы об отсутствии ДНК как потерпевшей на одежде осуждённого, так и ДНК осуждённого на одежде потерпевшей. То есть сам факт произошедшего полового акта не был доказан. Да и сильно я сомневаюсь в способности такого старика совершить какой-либо половой акт. Да и на записях камер видеонаблюдения, как утверждают СМИ, событие полового акта зафиксировано не было. Только эти обстоятельства не стали препятствием сначала для обвинения старика в совершении преступления, а потом вынесения ему обвинительного приговора.
Второе достаточно сомнительное и нашумевшее дело – это дело Сергея Жалобы (https://360tv.ru/tekst/obschestvo/slishkom-pozdno/). Как сообщают СМИ, в 2018 году две школьницы обвинили 59-летнего мужчину в педофилии: они рассказали, что Сергей зашёл за ними в подъезд и показал половой член. В уголовном деле было много несостыковок, и вскоре потерпевшие признались в оговоре. Девочки рассказали, что выдумали историю. Они прогуляли школу, испугались реакции взрослых и решили переключить их внимание на другую тему. Опять же, это дело также относится к категории весьма спорных. Опять же возникает вопрос в доказательной базе. Тут, похоже, в основу обвинительного приговора положили исключительно слова девочек.
Обвинительный уклон в российских судах давно превысил все разумные и не очень пределы. Если дело попало в суд, то шансы быть оправданным, по подсчётам многих моих знакомых адвокатов, составляют не более 3-4%.
Возвращаемся к началу статьи. Так почему же не помогли? Ответ в данном случае весьма прост – люди боятся попасть в жернова правосудия и стать без вины виноватыми. Тут стоит представить следующую ситуацию. Неравнодушные граждане заступились за Веронику, но вместо педофилов оказались её родственники, которые ведут домой капризного ребёнка. Угадайте какой будет результат в сложившейся правоприменительной практике? Как минимум получаем нанесение побоев, как максимум, если добавить немного извращённой фантазии – обвинение в педофилии.
Не секрет, что подозреваемых в совершении подобных преступлений обычно закрывают в СИЗО. Даже если потом и будет признан человек невиновным, то он уже побывает в местах лишения свободы. Кто ему вернёт всё то время, которое он там пробыл?
Уже многие мужчины отказываются ездить в одном лифте с чужим несовершеннолетним ребёнком. Угадайте, по какой причине? Ответ прост – дабы не рисковать своей свободой в связи с возможной буйной фантазией ребёнка.
С применением ст. 134 Уголовного кодекса РФ вообще полный, на мой взгляд, бардак. Наказывается сам факт полового сношения с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенного лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста. При этом никаких исключений в виде обстановки и обстоятельств как основания для освобождения от уголовной ответственности не предусмотрено. Допустим, вы отдыхаете в ночном клубе, где знакомитесь с симпатичным вам человеком. Ваше знакомство получает известное продолжение. Вы паспорт и иной документ не спросили. Вашему партнёру оказалось, допустим, годиков 15. Дальше – добро пожаловать в мир либо вымогательства денежных средств, либо уголовно ответственности. Никто даже не озаботится вопросом: что делал малолетний в ночном клубе или тому подобном заведении? Аналогичная ситуация с сайтами знакомств. На лице, обычно, возраст не написан. Уже дошли до того идиотизма, что одним из первых требований при встречах стало требование предъявить паспорт.
Правоприменительная практика породила опасную тенденцию – тенденцию равнодушия и боязни. Боязни потерять свою свободу. Для многих ситуация с равнодушием прохожих в Костроме стала неожиданностью. Для меня же – вполне очевидным следствием сложившегося правоприменения.
Веронику Николаеву и всех остальных истинных жертв преступлений истинно жаль. Только равнодушие окружающих будет расти в связи со сложившейся правоприменительной практикой, тем самым убирая один из значимых барьеров для преступника – общество.