26 ноября полякам необычайно «повезло» собственными глазами лицезреть небольшую, праздно шатающуюся по улицам Варшавы кучку маргиналов с коллаборантскими бчб-тряпками в руках. Это беглое змагарье с разрешения своих хозяев отмечало годовщину так называемого «слуцкага збройнага чыну». Надо же было кураторам показать, что белорусская прозападная шалупонь яшчэ не сгинэла окончательно, а белы гусь все еще жуе.
По такому случаю даже не бывавшая никогда в Беларуси престарелая дочь полицая, а по совместительству целая старшыня экстремистской рады БНР Ивонка Сурвилла обратилась с пламенной прамовай прямо из Канады. После Великой Отечественной войны в этой североамериканской стране с кленовым листом на флаге множество пособников нацизма обрели приют: и эсэсовцев, и бандеровцев, и полицаев. Недавно Зеленский и весь политический истеблишмент Канады во главе с премьер-министром Трюдо чествовали такого вот «героя» в канадском парламенте.
У меня, как у любого порядочного человека, подобные шабаши, ставшие уже традиционными для коллективного Запада, язык не поворачивается назвать почитанием героев и памяти предков. Такие ритуальные пляски быстро переходят от героизма «повстанцев» и «борцов за незалежность» к современной политике, которая трактуется в исключительно прозападном ключе. А в последние годы все чаще звучат прямые призывы к вооруженному захвату власти в Беларуси. Своим идеалом для подражания так называемые «объединенные демократические силы» считают украинский сценарий.
Вот и бабка из Канады на мове с заметным акцентом и полонизированной лексикой в очередной раз выдала, что «…паўстанне мела рысы ўсенароднага змаганьня і давяло ўсяму свету волю беларускага народу да самастойнага незалежнага жыцця». Конечно же, не забыла эта Сурвилла вспомнить и об украинских неонацистах, которые «…сення гераічна змагаюцца з маскалямі падобна таму, як тады, ў 1920-м годе, беларускія змагары змагаліся з бальшавістскай навалай».
После такой пламенной речи не грех и чарку выпить, и шкваркой закусить: все-таки «праздник» для каждого белорусского националиста-коллаборанта… Правда, нынче не всем змагарам по карману достойно отметить памятную дату в борьбе с российской навалой: лишь главари беглых получают неплохое содержание. А массовка нужна только для создания картинки. Но и картинка в этом году не удалась, народу мало собралось. Как говорится, каков праздник, так и празднуют.
Белорусская «пятая колонна», предатели разных мастей, а также иностранные организации, занимающиеся агрессивной политикой по отношению к Беларуси, сегодня настойчиво пытаются нас убедить, что слуцкий мятеж являлся всенародным восстанием за независимость БНР.
В действительности же, рейд банд Булак-Балаховича в конце октября — ноябре 1920 года и вооруженные провокации антисоветских сил на Случчине в конце ноября — начале декабря 1920 года ничего общего ни с войском БНР, которого не существовало, ни с борцами за независимость — не имеют.
Что на самом деле произошло в конце 1920 года в Слуцке и окрестностях
Это был сложный исторический период борьбы за суверенитет и независимость молодого социалистического государства с врагами внешними и врагами внутренними.
Не будем вдаваться в подробности хронологического развития событий осени 1920 года. Начнем с того, что разрушим змагарский миф о том, что слуцкий мятеж был народно-крестьянским восстанием.
По самым приблизительным данным, «слуцкі збройны чын» насчитывал около 2000 человек. Историки отмечают, что Слуцкое правительство спешно формировало отряды из самых разных элементов — кулаков, дезертиров из Красной Армии, шляхты, бандитов-балаховцев, контрреволюционеров и отсталых селян, которые были введены в заблуждение националистическими лозунгами.
«В кратком обзоре истории белорусского национального движения, поданного в 1928 г. контрразведкой Генерального штаба польской армии, упоминается четыре тысячи слуцких повстанцев. Польские историки С.Корпусов и В.Рэзмэр по своим подсчетам, взятым из рапортов разведки 4-й польской армии за декабрь 1920 года, приводят гораздо меньшую цифру — 1100-1200 человек. Советские военные источники определяли количественный состав примерно в 2 тысячи человек. При этом в сводках 16-й армии за декабрь 1920 года сообщалось, что более половины участников «вооруженного восстания» не имела вооружения. Таким образом, и польские, и советские данные о реальном боевом потенциале «Слуцкой белорусской бригады» близки, и их можно признать объективными», — пишут авторы книги «Слуцкі збройны чын 1920. У дакументах i успамiнах» (Мінск: «Энцыклапедыкс», 2006).
В это же время в Красной Армии служило 65 000 белорусов, которые были набраны по призыву. Подтвержденных фактов о массовом дезертирстве белорусов из Красной Армии нет. О белорусах, которые сражались на стороне большевиков, в оппозиционных кругах принято просто не говорить, хотя их численность превосходила численность повстанцев более, чем в 30 раз.
Выдержки из рапорта контролера «Товарищества стражи кресовой» (польская организация, которая имела целью защиту польских национальных интересов) по Слуцкому повету Яна Сушыньского рассказывают нам о настроениях местного населения в то время:
«Слуцк «непоколебимый» и «непобежденный» — такими эпитетами русско-церковная общественность окрестила свой Слуцк. И в этом есть доля правды. Еще во времена Петра и Екатерины эти места считались своим плацдармом, дальше всего выдвинутым на запад. Отсюда наносились наиболее ощутимые удары по Польской Речи Посполитой (дело ликвидации унии).
Наконец, здесь глубоко укоренились идеалы Сусаниных, Мининых и Пожарских. Деревенская молодежь здесь сильно пропитана идеей идти по следам «героев»…
Православные крестьяне, подстрекаемые жидами, верят, что вскоре «польские паны» отсюда уйдут, и тогда настанет крестьянско-православный рай, а панам-католикам будет «крышка».
Молодежь клонится преимущественно к Москве…
Православное население, особенно бывшие чиновники, не могут смириться с современными условиями, и потому тянутся не только к Москве, но и по большевикам вздыхают — «это всегда свое».
А вот рапорт Слуцкого повета за февраль 1920 года:
«Католическое население за очень небольшим исключением безоговорочно предано нашим (польским) солдатам. Зато православное население, особенно молодежь, является нашим убежденным врагом. Оно клонится к большевикам. Одним ухом ловят шорохи во время сна, слушают, идут ли большевики…»
Источником обоих рапортов называется библиотека Варшавы, в каталоге которой действительно можно найти соответствующие документы.
Все те же змагары часто в героических тонах упоминают имя командира 1-й Слуцкой бригады Антона Сокола-Кутыловского, который в 1919 году дезертировал из Красной Армии, а в годы Великой Отечественной войны был командиром 1-го батальона 30-й добровольческой пехотной (1-й белорусской) дивизии СС (попросту говоря, коллаборационистом). Вот что он рассказал в 1962 году:
«Эту бригаду создавали белорусские националисты совместно с белополяками против Красной Армии. Но бригада участия в боях не принимала и все время отходила вслед за белопольскими оккупантами, пока, наконец, ее не расформировали. Поэтому всякая выдумка Островского и других авантюристов в эмиграции о том, что на Случчине в конце 1920 года было какое-то восстание белорусских крестьян против большевиков, не имеет оснований».
Сокол-Кутыловский также рассказал, что хорошо знаком с теми, кто считал себя главарями националистов: «Они были карьеристами, заботившимися только о своей выгоде». Он ко всему прочему добавлял, что белорусские националисты в действительности никогда не имели широкой поддержки у народа: «…Только благодаря кайзеровским и гитлеровским штыкам, и тогда, когда оккупанты чувствовали, что долго не смогут удержаться в Белоруссии, они начинали создавать так называемые Рады БНР и БЦР».
Еще одним из «национальных героев» так называемого «слуцкага збройнага чыну» наша пятая колонна называет Станислава Булак-Балаховича. Но на самом деле банды Балаховича при поддержке Польши действовали независимо от «слуцких повстанцев» и непосредственного отношения к так называемому восстанию не имела, действуя далеко за пределами Слуцкого уезда.
В условиях советско-польской войны «поход» Балаховича был согласован с Ю.Пилсудским и Б.Савинковым, а сам он руководил тем, что называлось «Русская Народная Добровольческая Армия», сформированная общими усилиями с Борисом Савинковым из дизертиров, донских казаков, выходцев из польской мелкопоместной шляхты, русских старообрядцев и иных контрреволюционных элементов. Она имела характерную эмблему: стоят два дюжих детюка с винтовками. С одной стороны польский бело-красный флаг, с другой — бело-красно-белый. Венчает все это двуглавый российский орел! Следует подчеркнуть тот факт, что Булак-Балахович провозгласил себя в Мозыре начальником белорусской державы, но при этом заявил, что идет освобождать Россию от большевиков. Таким образом, ни о какой независимости Белорусской Народной Республики не шло и речи. Даже нынешняя мемориальная доска Булак-Балаховича в Варшаве гласит: «Командующий белорусской союзной армией, сражавшейся за независимость Польши в войне 1920 года».
25 октября 1920 года сторонники Станислава Булак-Балаховича и Бориса Савинкова начали свой рейд. Штаб повстанцев находился в Кожан-Городке. 2 ноября с целью координации действий туда прибыл английский резидент Сидней Рейли. Балаховцев в данном походе поддерживала кавалерийская дивизия генерал-майора Ярославцева, сформированная в августе 1920 года в Иваново, около Кобрина. Жлобин планировалось захватить силами левой группы войск, основу которой составляла пехотная дивизия полковника Микоши из Люблина.
6 ноября отряды Булак-Балаховича вошли в Туров. 7 ноября 1920 года в Турове Булак-Балахович торжественно передал власть на занятых территориях Белорусскому политическому комитету (БПК) польской ориентации. Местечко было переполнено обозами с боеприпасами, амуницией, провизией и другим имуществом.
8 ноября основные силы балаховцев достигли Петрикова и завязали ожесточенные бои на его подступах. Петриков защищали два полка 16-й армии Западного фронта, которые были обескровлены в предыдущих боях и не смогли оказать продолжительное сопротивление. Красная Армия оставила Петриков 8 ноября, Скрыгалов — 9 ноября, Мозырь — 10 ноября и Калинковичи — 11 ноября.
12 ноября члены Белорусского политического комитета устроили Булак-Балаховичу пышную встречу в Мозыре. Они встретили его с красно-белым флагом и предложили стать по примеру Пилсудского «начальником белорусского государства». В подчинение любимому «атаману» были переданы вооруженные отряды «Зеленого дуба» во главе с Вячеславом Адамовичем (Деркач), которые возникли в 1919 году.
Поход балаховцев обернулся трагедией. Авантюрист по своей природе, Балахович старался максимально разыграть еврейскую карту. «Крестьянский генерал» использовал антисемитизм поляков и черносотенные настроения белых офицеров.
За считанные недели осени 1920 года десятки местечек Белоруссии оказались разгромлены, тысячи жителей разорены, сотни убиты и покалечены, дети остались сиротами. Среди потерпевших были люди разных национальностей. При этом большинство жертв банды Булак-Балаховича были все же евреи.
Вдохновители погромов ставили знак равенства между понятиями «еврей» и «комиссар», выдвигая лозунги: «Уничтожим евреев, чтобы не мешали крестьянству!», «Долой комиссаров, смерть евреям!».
Каждый «солдат» Булак-Балаховича знал, что при вступлении в еврейское местечко никто не запретит ему присвоить чужое добро, насиловать женщин, требовать выпивку, продукты питания, одежду или транспортное средство. Все они были уверены в полной безнаказанности. Погромы охватили населенные пункты Петриковской и Туровской волостей. Погромы сопровождались людскими жертвами в Новоселках, Хлумине, Озеранах, Черницах, Горках, Толмачеве и Ричеве, Лудине, Люлине, Коли и Погосте. В Копаткевичах, где балаховцы провели всего три часа, они забрали имущество, деньги и «портативные» вещи: обувь и белье. Жертвами погрома стали 60 еврейских семейств, которые остались без мужей и отцов. Для местечка это стало непосильным ударом. Часто жертвами бандитов становились глубокие старики.
В Хлумине погибли Гирш Левин (90 лет), Шлема-Хаим (60 лет) и его брат Мойше-Яков (65 лет), в Ричеве — Меир и Ошер Чечики (65 и 70 лет).
Погромщики могли выдвинуть конкретный повод для расправы над евреями: шпионаж, помощь советской власти, стрельба из окон по отступающим частям и т. д. Однако чаще всего они мучили свои жертвы, вымогая мифическое золото, припрятанное на черный день, скромные сбережения, продукты питания или одежду. Садизм, который сопровождал пытки, рождал неописуемый ужас. Бандиты прижигали чувствительные органы, отрезали уши, нос, язык, конечности, выкалывали глаза, душили, имитировали повешение с последующим извлечением из петли, избивали плетью и палками до полусмерти и др.
Погромы сопровождались надругательством над женщинами. От насильников Булак-Балаховича страдали не только женщины в детородном возрасте, но и девочки-подростки.
По оценке Народного комиссариата социального обеспечения Советской Белоруссии, всего от действий Булак-Балаховича пострадало около 40 тысяч человек.
Около месяца различные банды куражились и бесновались на белорусской земле, терроризируя мирное население. Результат действий мятежников, к которым их подталкивали из Варшавы, привел в конечном счете к закономерному итогу — полному их разгрому.
Нет никаких сомнений в том, что «слуцкое восстание», как и многочисленные рейды всевозможных банд, было инспирировано при поддержке польской военщины и в ее интересах. Однако это нисколько не смущает белорусских националистов, создающих свои собственные мифы, в центре которых лежит откровенная русофобия.
Мы все прекрасно видим, как западным политическим мафиози удалось состряпать и внести в массовое сознание украинцев исторический миф о героях-петлюровцах, героях-бандеровцах, героях оуновцев и прочей нечисти. По этому примеру белорусское змагарье и националисты разных мастей вытаскивают из небытия уродливые исторические химеры в виде «слуцкага збройнага чыну», битвы под Оршей и т.д.
Западная камарилья не только признает, но и поддерживает белорусских националистов в их антисоветской и антигосударственной деятельности.
Таким образом, если «слуцкое восстание» избавить от националистической пропагандистской позолоты, что мы и делаем в интересах белорусского народа и суверенного государства, белорусские националисты, как тот сказочный король, остаются голыми.
Автор статьи: Николай Волович