Не всему учат в автошколе, практические навыки оттачиваешь уже на дороге. Вождение тягача с прицепом — это не управление легковушкой. Чтобы сберечь жизнь и сохранить груз, нужно знать и уметь применять важные правила.
Правило 1. Избегать резких маневров
При движении на трассе нельзя сильно выкручивать руль и выжимать педали в пол. Тягач и прицеп — одно целое. При резких маневрах сцепка продолжает движение по инерции. Когда теряешь контроль над машиной и суетишься за рулем, уходит время. Неуправляемое движение груженой фуры приводит к непредсказуемым последствиям на дороге.
Правило 2. Ориентироваться на погодные условия и состояние дорожного покрытия
Дождь, снег, гололед и выбоины — наши враги на трассе. В сложных дорожных условиях внимательность умножаешь на два: присматриваешь за другими водителями, контролируешь ситуацию за пределами кабины, правильно выбираешь скорость. Даже на сухом асфальте укладывать стрелку спидометра опасно: тормозной путь увеличится. И тогда можно снести что угодно на своем пути.
Правило 3. Готовиться к повороту дороги заранее
Если это правило нарушить, прицеп пойдет в занос или в снос. Сцепка может сложиться пополам. Не ждем, когда это случится. Выходим из заноса, плавно вращая руль и поддерживая обороты двигателя. И никаких резких ускорений/торможений! Педаль акселератора в пол — пробуксовка гарантирована, экстренное торможение — и ведущие колеса заклинит. Даже одним легким движением ноги занос превращается в снос. Дальше — дело физики, а неуправляемый многотонник на колесах может натворить немало бед.
Правило 4. Учитывать длину прицепа при маневрах
В первые месяцы за рулем фуры обычно забываешь про длину сцепки. При маневрах тягач и прицеп ходят по разным траекториям. Чтобы выбрать правильную, просчитываем ситуацию заранее. Например, берем больший радиус для поворота, чтобы не снести пешеходов и не задеть остальных участников движения. Времени, места и мощности должно хватать, чтобы завершить маневр удачно. Движение прицепа контролируем по зеркалам.
Правило 5. Контролировать скоростной режим
Без самоконтроля за педалью газа не обойтись. На дороге приходится притормаживать, перестраиваться, поворачивать. Эти маневры безопаснее совершать на плавном ходу. Сбросил скорость — получил запас тормозного пути. Пренебрег правилом — рискуешь опрокинуть прицеп. При резком торможении и на большой скорости сцепку выбросит по непредсказуемой траектории на первом же повороте дороге.
Правило 6. Выбирать правильный радиус, чтобы пройти закругление дороги
На закруглениях дороги всегда почему-то хочется «срезать» угол и направить машину по меньшему радиусу. Но что может позволить себе юркая легковушка, не подходит для массивного грузовика. За секунду выправить траекторию движения прицепа одним поворотом руля невозможно. На закруглениях действуем стандартно: контролируем скорость, выбираем правильный радиус и аккуратно проходим участок дороги.
Правило 7. Соблюдать бдительность при обгоне
Обгоны с зашкаливающим уровнем адреналина — этим грешат почти все. Стоит ли так рисковать на незнакомой дороге? Даже когда колесишь год из года по одним и тем же трассам, кто знает, что там изменилось за поворотом. Если местность не просматривается и места для обгона маловато, сбрасывай скорость. Перед выездом на встречку прикидываем мощность движка и оцениваем загруженность прицепа. Не забываем о длине сцепки, когда возвращаемся в свою полосу, чтобы не смахнуть попутную машину с трассы.
А какими правилами за рулем пользуетесь вы? Делитесь советами в комментариях.