Найти в Дзене

Ускользающая красота Венеции. «Моисей» против наводнений: кто кого

Оглавление

Не секрет, что Венеция медленно, но верно тонет. Причины носят глобальный характер, но, помимо медленного подъема уровня воды в море, случаются еще и наводнения. Они приносят большой ущерб, и именно с ними пытаются бороться люди. Последняя попытка справиться с водой носит имя «Моисей», об этом проекте и пойдет речь.

Что скрывается под названием «Моисей»

Проект «MOSE» (Моисей) представляет собой совокупность мероприятий по защите от наводнений. Расшифровывается это следующим образом:

Modulo Sperimentale Elettromeccanico, Экспериментальный электромеханический модуль

Основная угроза исходит от Адриатического моря. На пути воды в лагуну, где расположена Венеция, есть ряд островов, между которыми находятся три пролива. Через них вода приходит и приводит к наводнениям, поэтому на ее пути решили сделать барьеры.

В составе проекта есть два ключевых элемента: волноломы и всплывающие барьеры. Первые гасят волны, вторые не дают поднимающейся воде войти в лагуну. В теории все выглядит красиво, на модели тоже вроде все работало, но не так все просто.

Механизм наводнения

Причина, по которой происходят наводнения в Венеции – ветровой нагон. Вода из Адриатического моря заходит в лагуну во время прилива, а ветер не дает ей вернуться вспять при отливе. Наступает новый прилив, в лагуну приходит новая порция воды. Еще не стоит забывать, что там много рек, которые впадают в море. Они несут свои воды без устали и перерывов на обед, что тоже вносит свой вклад в повышение уровня.

На карте хорошо видны 3 канала, через которые приходит вода
На карте хорошо видны 3 канала, через которые приходит вода

Всплывающие барьеры должны справиться именно с водой, которую нагоняет ветер. Они не могут сдерживать воду вечно, но нескольких часов вполне достаточно, чтобы избежать наводнения.

Что получилось в реальности

Проект «Моисей» реализовывался долго и тяжело. Про финансовые проблемы написано немало, мне бы хотелось сделать акцент именно на технической части.

Волноломы изготовлены следующим образом: на морском дне разложен и закреплен металлическими штырями геотекстиль, на который насыпан щебень. Поверх щебня отсыпаны валуны и глыбы, возвышаясь над уровнем моря на 4 м. Сверху для дополнительной защиты от размыва на волноломах поставили тысячи бетонных сооружений – акроподов.

Здесь хорошо видно расположение волнолома. Барьеры расположены в глубине
Здесь хорошо видно расположение волнолома. Барьеры расположены в глубине

С инженерной точки зрения само изготовление вопросов не вызывает, но обратите внимание на их расположение. Все три волнолома сделаны так, чтобы гасить волны с одного, пусть и основного, направления.

Так выглядит всплывающий барьер. Фото из интернета
Так выглядит всплывающий барьер. Фото из интернета

Барьеры не рассчитаны на волны, их просто выломает, если такое случится. А теперь представим себе, что ветер вдруг немого сменил направление и подул прямиком на них. Волноломы останутся в стороне и никак этому не помешают. Более того, сами проливы уже защищены с боков похожими по своей работе конструкциями. Возникает логичный вопрос: а нужны ли были эти волноломы? У меня не нашлось положительного ответа.

Это барьеры в реальности. Уже не все поднимаются до проектного положения
Это барьеры в реальности. Уже не все поднимаются до проектного положения

Между тем, всплывающие барьеры начали ржаветь, некоторые уже заедают при подъеме. Это значит, что в ближайшем будущем они не смогут выполнять свою функцию, а там и уровень поднимется настолько, что придется полностью пересматривать концепцию.