Нередко учителя подвергаются травле со стороны учеников. Есть ли у педагогов законные способы защиты от такой травли, и если да, то какие?
Учитель, как и врач не является субъектом права. Посему, защищать свои интересы в суде он может, как любой житель нашей страны, никакой особенной ответственности за правонарушения в отношении учителя не предусмотрено, как, например, предусмотрены отдельные наказания на преступления в отношении полицейских или судей.
Вместе с тем, учитель всегда может обратиться за защитой своих прав в правоохранительные органы или в суд. Но есть и особый порядок, которым может воспользоваться учитель. Если мы посмотрим права учителя в Законе об образовании, с изменениями, которые вступили в силу 01.09.2023, то увидим, что декларируется более 15 основных академических прав и свобод.
Среди них: право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
На основании статьи 47 Закона об образовании, учитель имеет право обратиться за защитой своих прав в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Кроме того, никто не запрещает учителю обратиться за защитой своих прав к администрации образовательной организации или сразу же в суд. Так же, выступить в защиту учителя всегда может администрация школы, куда учитель должен обратиться с докладной запиской о произошедшем.
В школах действуют различные дисциплинарные комиссии, советы по профилактике, где с учеником/ами могут проводиться воспитательные беседы различного уровня и строгости. Все заседания комиссии оформляются протоколами. Однако, никаких существенных, в нашем понимании, санкций на основании заседания подобных комиссий нет, но школа может передать информацию в органы опеки и попечительства, в полицию. А это уже серьезно. Последствия будут иные, чем просто побеседовать с педагогами.
Я бы рекомендовала педагогам, столкнувшимся с травлей или хулиганством со стороны учеников, использовать именно этот инструмент: дисциплинарная комиссия или совет по профилактике, потому, что только тогда на руках будет зафиксированный факт нарушения прав учителя. Если подобным комиссия не занимается, то настаивать на расширении компетенций комиссии.
Учитель защищен профессиональными союзами, общественными организациями учителей, зачастую именно они предоставляют им юристов для защиты своих прав: Рассмотрение дела в суде –процедура долгая, а учебный процесс не должен страдать, и учитель не должен приходить в класс, вымотанный судебным заседанием. В этом случае на помощь придут профессиональный союз или ассоциация.
Закон отмечает, что учитель имеет право на справедливое и объективное расследование нарушения им норм профессиональной этики педагогических работников.
А вот это уже кивок в сторону действий, противоречащих педагогическим принципам и методам. Законодатель написал эти строчки, но нужно быть крайне острожным, ибо они никак не отменяют право ученика на уважительное отношение и право на физическую неприкосновенность. Подзатыльники раздавать нельзя, несмотря на то, что из раздача может быть объективно расследована.
Весьма и весьма лукавое допущение, так как допущена сама возможность нарушения норм профессиональной этики. Крики, обзывания, уничижительные сравнения в сторону учеников – это как раз и есть нарушения профессиональной этики. В соответствии с новым законом даже подобные действия учителя подлежат тщательному расследованию, дабы не упустить провоцирующего или иного недопустимого поведения ученика.
Здесь законодатель сделал шаг навстречу учителю и дал возможность не привлекать его к ответственности, если учитель кричал, обзывал или выгнал из класса нерадивого хама.
Законные способы противостоять травле есть, а для эффективной работы по защите учителей от травли, необходима каждый раз стратегически выверенная позиция школы, реальная работа дисциплинарных комиссий и советов по профилактике.
Есть ли в Вашей практике случаи, когда учителю удалось отстоять свои честь и достоинство, наказать организаторов травли? Расскажите, пожалуйста. Спасибо!