Какие именно ограничения предусматривает подписка о невыезде.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве обвиняемого (подсудимого): не покидать место жительства без разрешения следователя или суда, не препятствовать производству по уголовному делу, а также в назначенный срок являться по вызовам следователя и в суд[1].
Лицо, в отношении которого избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, по общему правилу может сохранять обычный уклад жизни, однако оно не имеет права отлучаться на длительный срок, менять место жительства и (или) выезжать за пределы субъекта (города, области) постоянного или временного проживания, иным путем препятствовать производству по уголовному делу.
Покинуть постоянное или временное место жительства обвиняемый (подсудимый) вправе исключительно с разрешения следователя или суда при наличии уважительной причины. На практике к уважительным причинам относят: необходимость прохождения медицинского лечения; направления в командировку или иную служебную поездку; проведения запланированного отпуска; другие жизненные обстоятельства.
По смыслу уголовно-процессуального закона следователь или суд (судья) вправе разрешить обвиняемому (подозреваемому) покинуть место его жительства.
Разрешать покидать место жительства следователь или суд вправе лишь по уголовным делам, которые находятся в их производстве. С практической точки зрения это значит, что разрешение выдает тот орган, который в момент обращения обвиняемого (подсудимого) с подобной просьбой расследует или рассматривает данное уголовное дело. Например, если дело находится в производстве суда первой инстанции, то разрешение покинуть постоянное место жительства должно быть дано судом первой инстанции.
Факт получения такого разрешения, как правило, фиксируется в материалах уголовного дела в виде специального письменного документа, составляемого в произвольной форме. Разрешение может быть оформлено и в виде отдельного постановления (определения).
Данный материал не является консультацией или индивидуальной правовой рекомендацией.
[1]Статья 102 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.