Найти тему
Читает Шафферт

Сказка о том, как русские сказочные персонажи встречали Новый год

Мне казалось, что сказку Михаила Мокиенко "Как Бабы-яги Новый год встречали" знает каждый, ведь книга впервые вышла в 1998 году, то есть 25 лет назад. Однако только за последние пару дней мне попалось несколько человек, которые об этой книге ничего не слышали. Именно поэтому я решила написать обзор для блога: может кто-то тоже не знает, что нового ему почитать с ребёнком в ожидании новогодних праздников, а эта сказка нравится почти всем младшим школьникам!

Так получилось, что сама я читала эту сказку трижды. Сначала десять лет назад вслух сыну, потом - в литературном кружке с младшими школьниками (мы вдвоем с подругой довольно долго вели в школе занятия для младшеклассников). Недавно я достала книжку и решила ее перечитать, вдруг она мне разонравилась? Но нет, я опять прочитала с удовольствием!

Обложка книги. Моя книга от издательства "Самовар", но я встречала сказку и в других изданиях.
Обложка книги. Моя книга от издательства "Самовар", но я встречала сказку и в других изданиях.

"Как Бабы-яги Новый год встречали" - это вторая часть, есть еще первая, которая называется "Как Бабы-яги сказку спасали". Читать обе не обязательно, там сюжет не продолжается, это две самостоятельные сказки с одними и теми же героями. Из названий понятно, что главные персонажи книги - это герои русских сказок: три сестры Бабы-яги, Кощей, Змей Горыныч, Лихо Одноглазое и другие. Интересно, что часть из них изменилась по сравнению с каноничными сказками, а другие как были отрицательными персонажами, так и остались. Например, все три Бабы-яги вполне симпатичные и никому не вредят. Не вс у них получается, но ошибаются они не со зла и вообще работают над собой. А Кощей как был злодеем, так и остался. Но тут есть нюанс: злодей он скорее смешной, чем страшный.

Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.
Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.

Большинство сказок про Новый год выстроено в соответствии с формулой "Новый год нужно спасать". В мире сказки либо что-нибудь пропало (мешок с подарками, Дед Мороз, волшебный посох Деда Мороза, санки, кони, Снегурочка и так далее), значит Дед Мороз не может разнести всем подарки, значит Новый год не наступит, значит вся вселенная остановится. Ведь Новый год, ёлки, подарки - это важное событие, которое всегда должно состояться. Так и в этой сказке:

- Что за ерунда! Какой Сказочный лес, какие Бабы-яги! Никуда я не пойду. Новый год скоро...
- Да не наступит Новый год, коль Дед Мороз исчезнет! - вдруг закричала старушка. - Время остановится, и никогда не будет будущего! Будет одно только прошлое. Дети навсегда останутся маленькими, зло никогда не будет наказано, взрослые не поумнеют. Страшно представить, что будет! Надо идти, Игорёк!

Из приведённой цитаты видно, что в этой сказке пропал Дед Мороз. Выяснилось это не сразу. Поначалу ведь всё шло вполне хорошо: Бабы-яги наряжали ёлку и ждали гостей, в городе молодая семья, Игорь, Даша и их маленький сын, ждали Деда Мороза с подарками, но всё что-то не складывалось. Разные мелочи мешали готовиться к празднику! По указке Бабушки-Забавушки Игорь отправился в Сказочный лес, где и оказался в гостях и Бабок-ежек. Эта компания сначала как следует напилась чаю, а затем отправилась на поиски Деда Мороза.

Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.
Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.

Дальнейший сюжет я раскрывать не буду, а лучше расскажу о некоторых особенностях, благодаря которым книга мне нравится.

Первая - это хороший юмор автора. "Как Бабы-яги Новый год встречали" - не пафосная и серьезная, а юмористическая сказка. Это, конечно, не значит, что никакого смысла в ней нет, наоборот, как в любой сказке здесь добро побеждает зло, Дед Мороз возвращается, Кощея наказали и даже проделки Лиха Одноглазого в итоге обернулись на пользу. Но всё это сопровождается разными забавными происшествиями, злодеи немного нелепые, да и положительные персонажи порой хотят как лучше, а получается у них как всегда. Например, в книге есть уморительный эпизод с письмом Деду Морозу: средняя Баба-Яга несла его адресату, да по дороге встретила Лихо Одноглазое. Лих посоветовало ей, как письмо исправить, в результате получилась полная несуразица. Дети на этой главе просто в голос хохочут обычно!

Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.
Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.

Вторая - это форма сказки, не примитивная, а весьма затейливая. Где-то в середине истории читатель поймёт, что её автор - это одно из действующих лиц сказки. Читатель наблюдает, как сказка придумывается и одновременно с этим сказку читает. По сути это ведь приём метаромана! Не то чтобы я пыталась сравнить сказку про Бабок-ёжек с "Даром" Владимира Набокова или "Фальшивомонетчиками" Андре Жида, конечно, нет. Однако рискну напомнить, что интересные литературные формы нередко впервые встречаются или популяризуются именно в детской литературе. Самый яркий пример тут - это, пожалуй, "Сказка с подробностями" Григория Остера, которая считается одним из ярких образцов отечественного постмодернизма, поскольку выстроена по принципу "история внутри истории" или, как это еще называют, по принципу рамочной конструкции.

Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.
Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.

Не буду дальше рассуждать о том, есть гипертекст в сказке Остера или нет, а то однажды мы два часа об этом с другом спорили, лучше вернусь к сказке Мокиенко. Так вот этот приём метаромана, вплетенный в повествование, очень мне нравится! Мы ведь все хотим, чтобы наши дети читали с удовольствием, увлекались чтением, но при этом не читали только примитивные тексты. Вот и предлагаем им все более сложные произведения - с более извилистым сюжетом, с разнообразной лексикой, написанные в более сложной форме. В последнее время даже большинство произведений для старших подростков - это простые линейные тексты, в которых кроме сюжета ничего особо-то и нет. А тут у нас сказка для младших школьников с элементами формы метаромана. На мой взгляд, просто отлично, что автор решил поиграть с этим приёмом и познакомил с ним маленьких читателей.

Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.
Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.

Чтобы Вам не казалось, что я сказку только хвалю, скажу о паре вещей, которые мне в ней не слишком нравятся. Во-первых, это лексика. Некоторые слова уже очевидно вышли из нашего обихода и остались где-то в 1990-х (и слава богу, я считаю). Тот же "евроремонт"! Ну кто сейчас так говорит? Никто, конечно. Но таких слов в сказке мало, в целом она хорошим языком написана. Правда синтаксис простоват: автор чеканит короткие предложения, в результате текст получается очень динамичный, бодрый, но временами ощущение, что простоватый. Тогда почему-то чаще всего именно так писали для детей, мне кажется, что Успенский это популяризовал, хотя я язык Успенского очень люблю на самом деле.

Во-вторых, слишком быстрая развязка. Все там запутывалось, запутывалось, злодеи плели интриги, плели, а потом - раз-раз! - и всё быстро решилось. При том, что развязка мне нравится, сказка хорошо заканчивается и даже с заделом на продолжение. Но продолжения автор так и не написал почему-то, так и осталось всего две сказки про то, как три Бабы-яги что-то делали.

Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.
Разворот из книги. Михаил Мокиенко. Как Бабы-яги Новый год встречали.

***

Какие у вас любимые новогодние сказки? Вдруг я про какие-то не слышала!