– А вы можете рассказать наизусть "Бородино"? – голос пятиклассника напряжён, он ждёт отрицательного ответа. Репетитор не врёт ученикам.
– Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром...
– Сколько вы его учили? Нам на каникулы задавали. Я все каникулы учил, учил, учил, учил...
– Я поняла. Ты много и долго учил. И?
– И ещё учил. И вчера. И сегодня. И я не выучил. Не смог рассказать. Только начало, потом запутался. Но мне двойку не поставила учительница. Она вообще ничего не поставила.
– Ты долго путался? Волновался, наверное?
– Да, у меня даже ноги устали у доски стоять. Там начало я помню, дальше много слов непонятных идёт, я не вспомнил. Не волновался, я думал и вспоминал. Учительница сначала молчала, а потом как крикнет:
"Оставь Лермонтова в покое! Садись!"
Я не обиделся. После меня она ещё вызывала. Никто не рассказал. Она потом так ругалась!
***
Задавали пятикласснику отрывок из пяти строф. Всего их четырнадцать. Выводы сделаете сами, друзья.
Уточнила у местных мам. Действительно, временно попавшая к нам приличная учительница русского языка и литературы была ошарашена способностями поселковых ребятишек. Говорят, её успокаивали в учительской. Она даже ходила к директору увольняться. Неподготовленная к реальности учительница (злобный юмор, если кто не понял). Любит Лермонтова, ожидала такого же отношения к своему предмету.
Вроде, обошлось. Пока с нами остаётся. Но, как показывает практика, в этой бедовой школе выдерживают или совсем аборигены, или энтузиасты.
Современное образование (глазами репетитора) принимает всё более туманные и бесперспективные формы. Знакомые учителя рассказывают, сегодня им приходится меньше задавать учить наизусть, потому что:
- не учат, увиливают под разными предлогами;
- времени не хватает на уроке опросить, зачем тогда задавать;
- справляются единицы. Единицы способны рассказать наизусть чисто и с выражением.
"От школы зависит!" – оживились критики. Конечно зависит! И от учителя! И от школьной программы, вообще-то. Однако однородности в этом вопросе нет.
Существуют чудесные школы, где всё у всех получается. Там и наизусть с актёрской подачей, там и логарифмы с любовью, и алкены с трепетом. Только у автора, собирающего информацию по местным школам, такая картина не складывается.
Не учить стихотворение, а не пойти в этот день в школу.
Не сделать ДЗ, а списать его в интернете.
Что такое алкены?
И это проблемы административно-кадрового характера и подхода родителей к обучению ребёнка. Есть более серьёзные проблемы. На уроках мне часто приходится с ними сталкиваться.
Концентрация внимания и память.
На уроках ученики расслаблены, рассеяны. Им трудно собраться, сконцентрироваться. Время концентрации совершенно не соответствует возрастным нормам, что в разы усложняет процесс обучения.
Про память: в одно ухо влетает, в другое вылетает. Точно сказано про некоторых учеников. Проводила разные эксперименты, в ходе которых выяснилось, что запоминание не просто хромает, оно скоро загнётся.
Теперь критики, ликуйте! Я на любимого конька села.
Почему школьнику трудно запоминать? Потому что объём памяти занимается другими файлами. Бесконтрольный доступ к разнонаправленной информации перегружает детский мозг. Туда другое просто не влезает! Учителям и репетиторам остаётся сбоку запихивать, между сериалами и игрушками пристраивать стихи, правила и определения. Только немножко пристроил – концентрация закончилась, наработанное правило по русскому вывалилось. Опять аккуратно кладёшь, уже в другое место, к другим ассоциациям.
Да хоть куда бы залезло и удержалось бы! Не хватает ячеек! Занято!
Смартфоны, телефоны, компьютеры, гаджеты и свободный, бесконтрольный доступ к развлечению (а не к познанию) – вот самая настоящая проблема.
Поэтому "Бородино", как и другие литературные произведения, скоро исчезнут из программы. Оно не развлекательное. Если только в виде чтения оставят. Так будет даже лучше, не сформируется к Лермонтову негативного отношения в процессе учёбы.
Дорогие читатели! Маленький опрос. Вы "Бородино помните"? Пусть не до конца, хотя бы первые три строфы. Если помните – рада за вас. Если нет – повторите. Для мозга весьма полезно учить стихи. А не залипать в гаджетах.
Повторите!😳👍🙏