Найти тему
Просто Училка

Школьникам задали на каникулы выучить "Бородино". Реакция учительницы на ответы у доски

А вы можете рассказать наизусть "Бородино"? голос пятиклассника напряжён, он ждёт отрицательного ответа. Репетитор не врёт ученикам.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром...

– Сколько вы его учили? Нам на каникулы задавали. Я все каникулы учил, учил, учил, учил...
– Я поняла. Ты много и долго учил. И?

– И ещё учил. И вчера. И сегодня. И я не выучил. Не смог рассказать. Только начало, потом запутался. Но мне двойку не поставила учительница. Она вообще ничего не поставила.

– Ты долго путался? Волновался, наверное?

– Да, у меня даже ноги устали у доски стоять. Там начало я помню, дальше много слов непонятных идёт, я не вспомнил. Не волновался, я думал и вспоминал. Учительница сначала молчала, а потом как крикнет:

"Оставь Лермонтова в покое! Садись!"

Я не обиделся. После меня она ещё вызывала. Никто не рассказал. Она потом так ругалась!

***

Задавали пятикласснику отрывок из пяти строф. Всего их четырнадцать. Выводы сделаете сами, друзья.

Уточнила у местных мам. Действительно, временно попавшая к нам приличная учительница русского языка и литературы была ошарашена способностями поселковых ребятишек. Говорят, её успокаивали в учительской. Она даже ходила к директору увольняться. Неподготовленная к реальности учительница (злобный юмор, если кто не понял). Любит Лермонтова, ожидала такого же отношения к своему предмету.

Вроде, обошлось. Пока с нами остаётся. Но, как показывает практика, в этой бедовой школе выдерживают или совсем аборигены, или энтузиасты.

Современное образование (глазами репетитора) принимает всё более туманные и бесперспективные формы. Знакомые учителя рассказывают, сегодня им приходится меньше задавать учить наизусть, потому что:

  • не учат, увиливают под разными предлогами;
  • времени не хватает на уроке опросить, зачем тогда задавать;
  • справляются единицы. Единицы способны рассказать наизусть чисто и с выражением.

"От школы зависит!" оживились критики. Конечно зависит! И от учителя! И от школьной программы, вообще-то. Однако однородности в этом вопросе нет.

Существуют чудесные школы, где всё у всех получается. Там и наизусть с актёрской подачей, там и логарифмы с любовью, и алкены с трепетом. Только у автора, собирающего информацию по местным школам, такая картина не складывается.

Не учить стихотворение, а не пойти в этот день в школу.
Не сделать ДЗ, а списать его в интернете.
Что такое алкены?

И это проблемы административно-кадрового характера и подхода родителей к обучению ребёнка. Есть более серьёзные проблемы. На уроках мне часто приходится с ними сталкиваться.

Концентрация внимания и память.

На уроках ученики расслаблены, рассеяны. Им трудно собраться, сконцентрироваться. Время концентрации совершенно не соответствует возрастным нормам, что в разы усложняет процесс обучения.

Про память: в одно ухо влетает, в другое вылетает. Точно сказано про некоторых учеников. Проводила разные эксперименты, в ходе которых выяснилось, что запоминание не просто хромает, оно скоро загнётся.

Теперь критики, ликуйте! Я на любимого конька села.

Почему школьнику трудно запоминать? Потому что объём памяти занимается другими файлами. Бесконтрольный доступ к разнонаправленной информации перегружает детский мозг. Туда другое просто не влезает! Учителям и репетиторам остаётся сбоку запихивать, между сериалами и игрушками пристраивать стихи, правила и определения. Только немножко пристроил концентрация закончилась, наработанное правило по русскому вывалилось. Опять аккуратно кладёшь, уже в другое место, к другим ассоциациям.

Да хоть куда бы залезло и удержалось бы! Не хватает ячеек! Занято!

Смартфоны, телефоны, компьютеры, гаджеты и свободный, бесконтрольный доступ к развлечению (а не к познанию) вот самая настоящая проблема.

Поэтому "Бородино", как и другие литературные произведения, скоро исчезнут из программы. Оно не развлекательное. Если только в виде чтения оставят. Так будет даже лучше, не сформируется к Лермонтову негативного отношения в процессе учёбы.

Дорогие читатели! Маленький опрос. Вы "Бородино помните"? Пусть не до конца, хотя бы первые три строфы. Если помните рада за вас. Если нет повторите. Для мозга весьма полезно учить стихи. А не залипать в гаджетах.

Повторите!😳👍🙏