Найти в Дзене
Записки у изголовья

Город Волхов: сначала испугал, потом очаровал

В Волхов я приехала 10 августа в 20.59. Как говорится, смеркалось... Передо мною находилась узкая платформа, в двух шагах от которой шумел и дымил огромный завод.

Это Волховский филиал АО «Апатит» (волховский химический кластер Группы «ФосАгро»). А раньше это был алюминиевый завод. Но вот — перепрофилировали на выпуск удобрений.

Фото из Википедии. Авторство: Wladimir1995. Собственная работа
Фото из Википедии. Авторство: Wladimir1995. Собственная работа

С другой стороны расстилались железнодорожные пути, а за ними темнели какие-то заросли. А где же автобусная остановка, которую я видела на карте? И вообще, я надеялась хоть на какое-то такси...

Немногочисленные пассажиры, вышедшие из "Ласточки", как-то очень быстро растворились в сумерках. Ну ещё бы, они-то местные, знают, куда идти. Тут я заметила женщину в спецовке и, таща за собой чемодан, кинулась к ней. Она указала мне направление, и я пошла по платформе. Потом платформа закончилась, и идти пришлось по дорожке из бетонных плит, которая дважды пересекла рельсы. А совсем близко гудели электровозы и тянулись грузовые поезда...

Завод слева остался позади, но его сменило индустриальное здание совсем уж безжизненного вида. Правда, там проходила автомобильная дорога, но как к ней выйти?

Неожиданно передо мной появилась какая-то девушка и подсказала путь: надо просто спуститься по крутой тропинке вниз, на дорогу. Там тоже было безлюдно, но — какое счастье! — виднелись автобусные остановки на одной и на другой стороне! И там, наконец, третий встречный, мужчина, окончательно успокоил меня, сказав, что автобус скоро будет и что он довезёт меня точно до гостиницы "Металлург".

И уже через несколько минут я увидела уютные вечерние улицы и множество людей. Уф!

В общем, не надо пугаться!

Гостиница "Металлург" — старая, но отремонтированная. Ванная комната в номере оказалась чуть ли не размером со всю мою комнатку в новгородском "Гринфиле". А за окном...

Это городской Дворец культуры, яркий памятник советской архитектуры. Не буду утверждать, что это неоклассицизм или "сталинский ампир", не такой уж я знаток. Просто интересная и яркая архитектура!

Утром я уже покинула гостиницу: главным делом дня была поездка в Старую Ладогу. Узнав, что куда я направляюсь, женщина-портье посоветовала обязательно посетить Свято-Успенский монастырь и даже... подарила мне солидный буклет, посвящённый ему! Вот такие чудесные люди встречаются нам на пути!

В ожидании автобуса ещё полюбовалась на городской Дворец культуры.

Проект Дворца культуры Волховского алюминиевого завода был разработан в 1938 году ленинградским архитектором А.С.Уразовым. Но достроен дворец был только после войны, в 1952 г. Здание украшено гипсовыми статуями воина, как пишут, символизирующего историю, и богини (?) просвещения. Тимпан фронтона и внешнюю сторону колонн декорированы лепными пейзажами Волхова. Перед парадным крыльцом установлена статуя В.И. Ленина.

Другие здания на площади гораздо скромнее, но тоже напоминают о давно ушедшей эпохе. Эх, встать бы ещё пораньше и без чемодана обежать окрестности!

-4

Как я поняла, Волхов делится рекой на две части, между которыми пролегает частный сектор и промышленные зоны. Здесь — одна часть, изначально связанная с заводом; это центр, так как здесь находится площадь Ленина и городская администрация. Возле вокзала Волховстрой-1 — другой "центр", но уже связанный с железной дорогой. У города сложная история: он возник на месте нескольких деревень, рабочих посёлков и железнодорожной станции. В 1933 г. все они стали городом Волховстрой. В 1940 г. он был переименован в Волхов.

Сейчас население Волхова 37 955; максимум был в 1989-1998 гг. - 51 тысяча. Как у нас в Воркуте сейчас...

Вокзал на станции "Волховстрой-1" — ещё один шедевр "сталинской" архитектуры. Его построили в 1951 г. (станция существовала задолго до этого). Авторы проекта — известный советский архитектор А.Н.Душкин, строитель московского метро, автор железнодорожных вокзалов в Днепропетровске, Симферополе, Сочи, и его молодой коллега Б.Д.Хилькевич.

-5

Да, точно, сочинский вокзал вспоминается... Они не одинаковые, но в одном стиле.

-6

Там я сдала вещи в камеру хранения и пошла искать автобус на Старую Ладогу. Это был обычный пригородный маршрут, переполненный дачниками. Глядя в окно, я поняла, что хочу получше узнать проплывающий мимо городок. Вернувшись во второй половине дня из Старой Ладоги (о которой, конечно же,
напишу отдельную статью), я решила сойти за несколько остановок до вокзала, чтобы рассмотреть здания, некоторые из которых построены в 1930-х годах.

Вообще-то сначала, собираясь в Волхов, я очень хотела полюбоваться на знаменитую Волховскую ГЭС, которую видела издалека каждый раз, проезжая из Воркуты в Ленинград... в смысле — Петербург.

Но я не смогла разобраться с транспортом, побоялась заблудиться и опоздать на поезд — и не пошла. Поэтому помещаю фотографию из Википедии.

Авторство: Archie.spb.
Авторство: Archie.spb.

Первый проект гидроэлектростанции на Волхове появился в 1899 г. (автор В.Ф.Добротворский), в 1902 г. появился проект Г.О.Графтио, который в результате и стал главным создателем станции. Но подготовка к её строительству была начата только в 1917 году, первый гидроагрегат пущен в 1926 году, а на полную мощность станция вышла в 1927 г. А уже в 1932 г. её энергия позволила выплавить первый советский алюминий здесь же, на Волховском алюминиевом заводе.

Лично мне нравится сам внешний вид станции: вроде бы простой, но изящный. К тому же (на фотографии этого не видно) здание расположено под углом к водосливной плотине, из-за этого смотрится интересно.

Где-то рядом находится и Музей истории города Волхов.

В городе встречаются такие вот уютные "сталинки".

-8

Улица Юрия Гагарина. Это дом 30-х годов. Украшен неброским рельефом.

Другой дом, с датой строительства.

-11

На другой стороне обширной площади / сквера дома, до боли родные. Кто-то скажет: фи, что в них хорошего?

А я в таком доме выросла. Только находился он в Воркуте, и, к сожалению, у нас такие дома уже расселены и заброшены. А здесь — отремонтированы и продолжают служить людям.

А судя по карте, это всё-таки не площадь и даже не сквер, а парк имени Ю.Гагарина. Ну, я уже не раз замечала: парки у нас нынче почти без деревьев. Но место всё равно приятное: детская и спортивная площадка, скамеечки и множество цветов.

За парком торговый центр со всякими магазинами. Сворачиваю на улицу Профсоюзов, ведущую к вокзалу.

Там обнаруживаю сквер Славы с мемориалом и Вечным огнём.

-14
-15

По бокам от основного памятника расположены разнообразные плиты: воинам, пропавшим без вести, детям войны, воинам-интернационалистам и т.п.

А перед зданием вокзала более масштабный и новый памятник труженикам военного Волхова.

-16

На барельефах изображены военные будни города.

Вот смотришь на эти барельефы, и вся славная военная история маленького Волхова проходит перед тобой. Город находился совсем недалеко от фронта — и целый фронт был назван Волховским. Немцы обстреливали и бомбили ГЭС, а она продолжала работать. По пяти кабелям, протянутым по дну Ладожского озера, шло электричество в блокадный Ленинград. Вот почему за спинами волховских рабочих ленинградская Ростральная колонна, трамвай и истощённая женщина с ребёнком...

А видите женщину с водолазном костюме? Это не фантазия художника. Нина Васильевна Соколова — первая советская женщина-водолаз, военный инженер-гидротехник. Она участвовала в прокладке подводного телефонного кабеля и электрического "Кабеля жизни", а потом — подводного трубопровода по дну Ладожского озера (проект трубопровода ею и был предложен). А было ей тогда 30 лет...

Про волховских железнодорожников тоже можно рассказать немало. В 1943 г. за 17 дней под прицельным огнём врага была построена железная дорога длиной в 33 километра. Она соединила блокадную внутреннюю сеть железных дорог Ленинграда с внешней, ведущей на Волховстрой. Пять тысяч человек днём и ночью рубили деревья, заготавливали шпалы, подвозили и подносили рельсы. Для быстроты шпалы и рельсы укладывали непосредственно на снег и на лёд. 7 февраля 1943 года после полуторагодового перерыва смогли отправить в Ленинград первый поезд с продовольствием и боеприпасами.

Вот подумайте, сколько сделали для победы жители всего одного небольшого города!

Да, мне очень понравился этот город-труженик. Небольшой, спокойный. Наверное, со своими трудностями и проблемами — а где их нет? Но вот очень хотелось здесь задержаться!

А следующая статья будет про Старую Ладогу, которую ещё называют "первой столицей Руси". Не пропустите! Вот она:

Старая Ладога: очень старая!