Есть известная шутка: "Лучше журавль в небе, чем утка под кроватью". А если Провидение уже ощутимо побрякивает этой самой уткой? Что мы хотим, когда события развиваются от плохого к худшему? Или когда мы зависли в "дне сурка"?
Кто как, а я в такие дни вспоминаю свидетельство книги Откровения:
"И увидел я новое небо и новую землю (ведь прежнего неба и земли не стало уже и моря тоже). Увидел я, Иоанн, город святой, новый Иерусалим. Он с неба спускался, от Бога. Был убран город, как невеста, украшенная для жениха своего. Послышался от престола громкий голос: «Вот обитель Бога — среди людей. Здесь будет жить Он вместе с ними. И будут они народом Его, а Он будет с ними [их Богом]. Отрет Он все горькие слезы с очей их: не будет уже смерти, ни скорби не будет больше, ни крика, ни боли, [ибо] всё прежнее ушло».
Сказал тогда Сидящий на престоле: «Смотри, творю Я всё новое!», а мне говорит: «Запиши, ибо верны, истинны эти слова! Свершилось!»
И еще Он добавил: «Я — Альфа и Омега, Начало и Конец. Жаждущим дам Я воду из источника жизни, дам им как дар. Всё это наследует победитель, и буду Я ему Богом, а он Мне — сыном" (Откр 21:1-7, перевод Кулаковых)
***
Когда наша жизнь идет своим чередом, когда все благополучно, мы редко думаем о пределе, о конце, о последних вещах. И это понятно: я хочу, чтобы хорошее "сегодня" тянулось как можно дольше - без конца, без предела. Так, мы слушаем любимые песни - ставим на повтор и гоняем "кругами". Пока не надоест, конечно.
Но, жизнь - не песня: на повтор не поставишь. Приходят трудные времена и мы хотим, чтобы все закончилось. Пусть все решится, пусть уйдёт боль и тяжесть, чтобы я мог вздохнуть полной грудью. В трудные времена "сегодня" больше не радует. И, как назло, мелодия трудных времен играет снова и снова. Поэтому, в трудные времена мы вспоминаем "вчера" или ждём "завтра".
Пророчество Иоанна будто предназначено для трудных времен. Пророчество о новом небе над новой землёй. О новом Иерусалиме под новым небом. О новой семье Божьих детей, где больше нет слез и криков. Где нет смерти и боли. Нам, действительно, нужны такие слова. Тогда мы думаем: "Господи! Скорее бы уже!". "Сегодня" бывает очень тяжелым - так пусть Бог поставит точку и начнёт всё новое! Всё? Да, потому что наш опыт говорит: мы не можем изменить этот мир. Чуть-чуть подкрасить, подпереть палкой, на время заткнуть дыру из которой в нашу жизнь лезет зло - это возможно. Но, изменить мир - нет. Рано или поздно любая краска осыпается, падают опоры и рвутся заплатки. Тогда тяжесть этого мира падает на наши плечи и мы понимаем: только Бог исцеляет бытие. Только Бог превращает нашу жизнь из креста в благословение.
Поэтому, в трудные времена мы с радостью слушаем о новом небе и новой земле. О новом Иерусалиме. Это естественно. Боже, пусть будет по-другому. Пусть будет лучше. Пусть завтра или послезавтра - потерпим.
А ведь это пророчество не о том, что будет! Иоанн говорит о том, что происходит сегодня. В любом нашем "сегодня": в темном или светлом, в горьком или радостном. В тишине милого дома или на поле боя, на высоте или в глубине.
Слышите? "Я творю всё новое!" - говорит Сидящий на престоле. Бог сегодня творит новое небо, новую землю и новый Иерусалим. И это не подготовительный курс, не набросок, не пробная версия нового мира. Бог говорит: "Совершилось!". Новый мир уже здесь. Мы уже в новом Иерусалиме. Поэтому, любое наше "сегодня" - это явление нового в старом. Явление света во тьме, явление радости среди скорби... Явление жизни в смерти - то, что мы называем Воскресением. Верны́, истинны эти слова!
Свидетельство Иоанна трудно принять - особенно, если тебя (лично тебя и близких тебе людей!) день за днем перемалывают старые жернова. Перемалывают настолько неотвратимо, что это кажется судьбой. Но, Бог говорит: "Я — Альфа и Омега, Начало и Конец. Жаждущим дам Я воду из источника жизни". Таково обещание Бога: мы получаем новое небо и новую землю как дар. Получаем сегодня.
Мы плохо видим дар Бога среди мрака и страданий. Мы хотим ярче и резче - чтобы полыхнуло и чистое небо от края до края... Но, обещание Бога и Его свободный дар - наша единственная надежда. Свет этой надежды рассеивает тьму и мы видим над собой новое небо. Чувствуем под ногами новую землю. Видим вокруг сияющие стены нового Иерусалима.
Свет нового мира пока лишь мерцает во мраке нашей жизни. Это вызов, на который мы отвечаем каждый день. Это борьба, в которой мы побеждаем каждый день. Но, перед лицом этого вызова, в этой борьбе мы узнаем в себе и друг в друге Божьих детей.
Когда всё идет благополучно, мы редко думаем о последних вещах. Мы стараемся продлить благополучное "сегодня". Но, подлинное избавление в том, что Бог останавливает наши заезженные мелодии. И тогда мы слышим музыку нового мира - музыку нового "сегодня". Божьего "сегодня". Тогда мы твердо стоим на новой земле под новым небом. Тогда наша защита - стены нового Иерусалима...