25 ноября (если по юлианскому календарю, т. е. по старому стилю) исполнилось 403 года со дня рождения протопопа Аввакума. Этот человек навсегда вошёл в историю России, став одним из знаковых деятелей времён 17 века. Написано и сказано о нём довольно много, но в большинстве работ упускают одну важную деталь - а именно то, что движущей силой идей Аввакума во многом был Русский патриотизм. А ведь это очень важно для понимания как его самого, так и его наследия.
1. В самом начале своего "Жития" (которое он написал сам, что было нетипично для духовной литературы) Аввакум подчеркивает свое восхищение Русским языком. Надо сказать, что язык его произведения тоже особенный. Понятно, что для человека современного текст, написанный протопопом, может звучать сложно и витиевато, но в этом нет ничего удивительного: так говорили тогда, с тех пор прошло несколько веков и многое в языке поменялось. Житие протопопа написано как раз на народном языке 17 века, с соответствующими словесными оборотами и разговорной лексикой. Без лишнего пафоса, без тавтологии. О своей жизни он рассказывал подробно, в выражениях не стеснялся, описывал всё реалистично. Получился своего рода духовный реализм, и в какой-то степени литературный срез Русской жизни в 17 веке.
2. Аввакум был уверен, что не нужно бездумно копировать что-либо с иностранцев - например, с греков, поляков, Ватикана. Нужно сохранять и развивать свое, Русское. Не в чужих краях искать свет истины и духовные смыслы, а у себя в стране. Несколько раз в своем Житие он называет Россию Великой - подчеркивает тем самым свою любовь к Отчизне.
3. Всё, что делал и пытался сделать Аввакум, пронизано идеей справедливости и борьбы за неё. Начиная с того, как ещё в молодости он призывал прихожан бороться со своими пороками и жить по правде, не боялся критиковать начальство и вступать с ним в спор. За это неоднократно страдал и подвергался нападениям, о чем подробно рассказал в своем главном произведении. Себя он видел борцом за Русскую веру и духовность, и надо сказать, что эту веру он отстаивал до самого конца - до своей гибели в Пустозёрске в 1682 году. Борьба за справедливость была для него главной, экзистенциальной идеей.
4. За свою жизнь Аввакум не раз демонстрировал силу воли и духа. Особенно - во время сибирской ссылки, где ему пришлось испытать голод, холод, многочисленные унижения и лишения. Всё это он переносил с невероятным мужеством. В определенные моменты жизни он находился на довольно высоком положении в обществе и в церковной иерархии, был знаком с царём Алексеем Михайловичем. Однако никогда не зазнавался и не занимался самовосхваление. В своем Житие он себя не хвалил, а наоборот признавал, что является таким же смертным человеком, как и все остальные, со своими недостатками. При этом порой, рассказывая о себе, он использовал в тексте жёсткие выражения, не стесняясь применять их по отношению к самому себе.
5. Аввакум был человеком умным и эрудированным. Те, кто в своих статьях пытаются представить его личностью грубой и дремучей, ошибаются крайне сильно. Протопоп свободно цитировал древних мыслителей (например, Дионисия Ареопагита), читал их труды, был отличным оратором. Даже в биологии разбирался (составил довольно подробное описание природы тех краёв, где находился в ссылке).
6. Его критика церковной реформы вполне понятна. Протопоп прекрасно видел, что переписыванием Русских духовных книг на новый лад занялись довольно подозрительные персонажи типа Арсения Грека - иностранца, в Ватикане перешедшего в католицизм, затем вернувшегося обратно в православную веру и приехавшего в Россию, где Никон назначил его руководить патриаршей библиотекой. Арсения Грека не раз ловили на лжи, и в целом он и ему подобные иностранцы вызывали сильное неодобрение у многих представителей Русского духовенства. Видел Аввакум и колоссальные амбиции Никона, стремившегося стать самым влиятельным человеком при государевом дворе. Никоновскую реформу Аввакум воспринял как удар по Русской духовной традиции и смириться с этим не мог. По своему характеру он был человеком, который при таком раскладе просто не позволил бы себе отступить.
Аввакум был сложной фигурой и личностью серьезного исторического масштаба. Духовный вождь, борец за справедливость (в той форме, в которой он ее понимал), человек непреклонный и несгибаемый - таким он и остался в истории. Любил Русскую культуру, язык и традиции, выступал против чрезмерного иностранного влияния на нашу страну. И свои убеждения отстаивал до конца. Он стал человеком сложного и драматичного 17 века - времени, когда в Русском царстве было много сложностей и противоречий, когда держава столкнулась с колоссальными вызовами и проблемами, но со временем смогла их преодолеть.