Лично у меня фильм «Семнадцать мгновений весны» всегда оставлял чувство недосказанности. Зрителя, как и главного героя, словно оставляют на обочине дороги за 45 дней до Великой Победы. А ведь в этом легендарном сериале еще так много всего интересного, что в итоге осталось за кадром.
«Случайные» актеры
Если говорить о фильмах, которые недооценили на старте съемок, то «Семнадцать мгновений весны» точно будет занимать одну из лидирующих позиций. Никто не мог предположить, что фильм Татьяны Лиозновой будет хоть сколько-то успешным. Юрий Визбор, исполняющий роль Мартина Бормана, вспоминал:
«Многим артистам казалось, что мы участвуем в каком-то жутком низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты... Думали, так, проскочит фильм где-нибудь в Урюпинске по четвертой программе».
Татьяна Лиознова собрала в фильме по-настоящему звездный состав. Вот только востребованные актеры постоянно были заняты то в театре, то на других съемках, поэтому собрать всех в одном кадре было нереальной задачей. Часто приходилось снимать по ночам.
А актеров на эпизодические роли вызывали практически за день до съемок из тех, кто мог приехать на площадку. Так, например, в фильм попала Элеонора Шашкова, сыгравшая роль жены советского разведчика.
Естественно, что найти известного актера на главную роль в «низкопробном» сериале было очень нелегко. Режиссер рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Но все они были заняты. Лиознова признавалась, что на пробах отобрала как минимум двух кандидатов, которые подходили на роль лучше, чем Вячеслав Тихонов.
Выбор пал на Тихонова из-за того, что он просто оказался не занят в других картинах. И только потом Лиознова разглядела в актере тот самый нордический характер и «что-то антипатичное в лице, что и должно было быть», и сдержанную манеру игры – в общем, все то, без чего сегодня нельзя представить Штирлица.
Не все было гладко и с пробами других актеров. Например, Леонид Куравлев изначально претендовал на роль Гитлера и даже начал репетировать в образе, но в конце концов отказался играть.
«Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против», – вспоминал он.
Возможно, отказался бы от роли Мюллера и Леонид Броневой. Хотя сейчас сложно представить в образе группенфюрера кого-то другого, но в реальности актер совершенно не был похож на реального Мюллера. Леонид Броневой рассказывал:
«Если бы я тогда увидел фотографию своего персонажа и то, насколько на него не похож, то отказался бы от роли».
Видимо, Татьяна Лиознова это предвидела, поэтому прятала от актера все исторические фотографии, ссылаясь на то, что не было хороших.
Ребенок Штирлица
Сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Слон» была одной из самых сложных в плане эмоций. Молчаливого свидания в книге не было, но подобный эпизод случился с одним советским разведчиком. Об этой истории узнал Вячеслав Тихонов и предложил Татьяне Лиозновой включить ее в фильм.
Изначально режиссер планировала, что супруга Штирлица-Исаева привезет с собой на свидание маленького сына. У ребенка на руке будет цепочка-брелок, который малыш оставит на столике. Штирлиц должен будет потом незаметно забрать брелок как память о сыне.
Однако от идеи отказались. Лиознова посчитала, что ребенок отвлечет внимание от взрослых актеров. А в этой сцене режиссер хотела сделать акцент именно на чувствах мужчины и женщины. Впрочем, детей на площадке было много. Ведь только ребенка радистки Кэт играли шесть разных младенцев. Съемки шли долго, иногда один эпизод могли снимать с разницей в несколько недель. За это время малыши успевали подрасти и заметно измениться.
Фамилии разведчиков вырезали из титров
Конечно, невозможно было снять хороший фильм про разведчиков, если не привлекать к делу настоящих чекистов. Татьяна Лиознова никогда не скрывала, что в качестве консультантов приглашала офицеров с Лубянки. Они-то, кстати, забраковали сцену свидания Штирлица с женой, хотя она и была основана на реальном эпизоде. Но настоящая жена разведчика не показала бы столько чувств, как это сделала героиня Элеоноры Шашковой.
Вот только назвать имена своих помощников, которым картина обязана достоверности, Лиознова не могла. В то время председателем КГБ был Юрий Андропов. Он-то и потребовал убрать из титров имена всех разведчиков-консультантов, так как они были действующими офицерами.
И хотя имена этих закадровых героев остались неизвестны зрителям, Штирлиц прославил всех советских разведчиков. «Семнадцать мгновений весны» оказался настолько успешным фильмом, что пустели улицы, когда его показывали по телевизору.