Здравствуйте, друзья! Нынешняя статья посвящена династии дулёвских художников Роповых-Юрьевых. Самый, наверное, известный член династии - Ропов Виктор Сергеевич - сам по рождению - не дулёвец. Родился он в СССР, в семье военных. А военные - это люди "под погонами", и служат там, где им приказывает Родина. Жёны военных, как правило, живут вместе с мужьями, и переезжают с одного места службы на другое согласно приказу. И рожают там, где приходится, а не там, где хотят, потому как "родить нельзя годить". Виктор Сергеевич Ропов появился на свет в городе Николаев 22 августа 1946-го года.
По окончании школы в 1962-1963 гг. работал сборщиком судового оборудования на судостроительном заводе. В 1963-м году поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище имени В.М.Васнецова. С 1965-го по 1968-й годы проходил службу в Советской Армии. В результате училище закончил только в 1970-м году, после чего переехал в Ликино-Дулёво и поступил на работу на Дулевский фарфоровый завод. Сначала живописцем, затем художником в Художественную лабораторию.
Одним из счастливейших дней в жизни для Виктора Сергеевича стал день Свадьбы. Его суженая - ровесница Наталья Николаевна - происходила из семьи потомственных художников Дулёвского завода Юрьевых. И отец её, и дед, и переехавший из Гжели прадед отдавали заводу свои силы и творческую энергию. Естественно, и молодому художнику при таких новых родственниках проще было освоиться на предприятии...
Одной из основных тем творчества В.С. Ропова стал спорт. Сражение не на поле боя, а на спортивных соревнованиях - это в какой-то степени замена военных действий с минимальным уроном для сторон, при всём при том - с возможностью "поболеть" за своих. Так, во второй половине 1960-х появился турнир на приз газеты "Известия", а в 1969-м году были нарисованы первые варианты талисмана игр - Снеговика. Хотя основными создателями Снеговика считаются журналист "Известий" Борис Федосов и художник Союзмультфильма Виктор Арсентьев, на местах создавались собственные Снеговики усилиями местных художников. Наверное, самой первой скульптурой, получившей признание публики, из созданных В.С. Роповым в Дулёво, стал известинский Снеговик в объёме. В.С. Ропов увидел Снеговика таким...
По тому же сценарию были созданы В.С. Роповым и дулёвские объёмные фигурки талисмана XXII Московской Олимпиады - Олимпийского Мишки. Создателем плоскостного рисунка был детский художником-иллюстратор В.А. Чижиков. Чижиков, начиная с 1980-го года стал сверхбогатым человеком, поскольку с любой выпущенной символики Олимпиады-80 имел свою "копеечку", как автор. Но в 2010-м году суд постановил, что его авторское право не распространяется на объёмные изображения Мишки "в связи с тем, что "объёмный" медвежонок имеет доработанный дизайн, изображение медвежонка со спины" и т.д. Данное произведение, созданное путём переработки произведения истца, носит самостоятельный характер. В силу статьи 492 ГК РСФСР 1964 года, применявшегося в 1980-м году, авторскими правами на данное произведение обладает лицо, осуществившее его переработку (т.е. В.С. Ропов). Все последующие суды (а возмущению Чижикова не было предела!) данный вердикт оставили без изменения.
С 1971-го по 1976-й годы В.С. Ропов продолжает учиться (вместе с супругой). Теперь - в Московском Высшем Художественно-промышленном училище ("Строгановка") на кафедре художественной керамики и стекла. Его дипломной работой стал сервиз "Олимпиада", выполненный в фарфоре.
Кроме скульптурных композиций и комплектов, посвящённых спорту, художника также интересовала тема освоения Космоса. Посетители музея Дулёвского завода всегда восхищаются комплектами, исполненными В.С. Роповым на космическую тематику: "Космические дали" (1982) и "К другим мирам" (1980-е). Конечно, это были экспериментальные комплекты, созданные в единичных экземплярах, а не посуда, поставленная на поток. Поэтому полюбоваться на них можно разве что в музее Дулёво...
Будучи современником запусков первых спутников Земли, первых эпохальных полётов Советских людей в Космос, художник воспринимал освоение Космоса в идеалистическо-романтическом ключе - как воплощение чуда через создание новых технологий. Практически так же, как воспринимали европейцы эпохи Великих Географических открытий морские путешествия к Новым Мирам.
В начале "святых девяностых" вместе с развалом страны и резким понижением уровня жизни, на уровне сознания Советских людей происходили сложные, подчас трагические процессы пересмотра итогов... Забегая чуть вперёд, замечу, что в 1990-м году Наталья Николаевна Ропова взвалила на себя ответственную должность Главного художника Дулёвского завода, и тянула на себе этот груз в течение последующих 15-ти лет! А В.С. Ропов в 1993-м году оставил Дулёво и уехал искать счастья и киселя хлебать в город Энгельс, где при заводе запальных свечей было организовано небольшое фарфоровое производство. Уехал на должность с гордым названием "Главный художник". Работал ли в том закутке хоть кто-нибудь ещё, кроме него, о том история умалчивает... Понятно, что если жена живёт и работает в Дулёво, муж - в Энгельсе, то вместе они не живут. Со временем люди меняются: копятся взаимные обиды, болезни, под гнётом внешних обстоятельств меняется психика... Лишь по прошествии лет человек осознаёт собственную неправоту, и только сильные духом люди находят в себе силы вернуться. Лишь в 2002-м году Виктор Сергеевич вернулся на родной Дулёвский завод, на котором проработал до 2006-го года (как думается, не в последнюю очередь благодаря супруге).
За время работы В.С Ропов был награжден медалью "За трудовую доблесть", бронзовой медалью ВДНХ, "Знаком почета" оргкомитета Олимпийских игр 1980-го года. Член СХ СССР с 1984-го года.
Следующая часть повествования посвящена Н.Н. Роповой. Как уже было сказано, Наталья Николаевна Ропова родилась в семье потомственных дулёвских фарфористов Юрьевых.
В 1965 году она окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище и, получив специальность керамист, поступила на работу на Дулёвский фарфоровый завод.
Вместе с мужем с 1971-го по 1976-й годы Наталья Николаевна Ропова обучалась в Московском Высшем Художественно-промышленном училище ("Строгановка") на кафедре художественной керамики и стекла. Дипломной работой стал чайный сервиз "Русский сувенир", созданный в традициях старого дулевского фарфора.
В 1976 году Н.Н. Ропова вновь работает в Художественной лаборатории завода. Как художник она отличалась большей работоспособностью нежели супруг. Эти двойные вазы-кубки, декорированные гербами РСФСР ми УССР, называются "325 лет братскому союзу" ("1654-1979"), и на фоне современных реалий такое название звучит несколько издевательски. Как и многие другие работы, этот комплект - совместное детище супругов Роповых. Красная кубок-ваза (с гербом РСФСР) - работа В.С. Ропова, ваза в декоре синего кобальта (с гербом УССР) - работа Н.Н. Роповой.
Достаточно много сил Наталья Николаевна уделяла созданию новых росписей для сервизов. В том числе и столовых. Можно их назвать экспериментальными образцами. В течение 15-ти самых тяжёлых для страны лет, когда страну по досочке, по кирпичику растаскивали апологеты "святых девяностых", Ропова, будучи главным художником, определяла эстетическую составляющую завода. Насколько это было удачно - вопрос спорный, однако главное было достигнуто - завод (и коллектив завода) был сохранён.
В галерее ниже представлены предметы столового сервиза "Серебряное утро" от 1987-го года.
Оригинальная форма и роспись комплекта под названием "Весёлые ребята" (1989). Общее впечатление - отсылка в "старину" - с ярмарочными скоморохами. То, что хочется именно разглядывать, а не пользоваться. Т.е. комплект получился исключительно декоративный.
В постСоветскую эпоху многие помчались "воссоздавать кузнецовские традиции", понимая под этим рокайльный стиль, понимая, опять-таки совершенно неправильно под рокайлем некую "старину". Что уж говорить о том, что такая мешанина из представлений о "старине" и близко не соответствовала кузнецовским вещицам даже среднего уровня периода МОДЕРНА и РУССКОЙ ЭКЛЕКТИКИ! Но порыв был понятен. Как раз в те времена в Дулёве создаются т.н. "Кузнецовские" сервизы. Не самая удачная стилизация под "старое Дулёво".
С 1990 по 2005 год Н.Н. Ропова - главный художник Дулёвского фарфорового завода. С 1984 года - член СХ России. За вклад в развитие фарфоро-фаянсовой отрасли в 1986 году награждена медалью "За трудовую доблесть". За заслуги в области искусства в 1996 году ей присвоено звание "Заслуженный художник Российской Федерации".
И наконец, ещё один член династии - Ропова (Юрьева) Диана Викторовна. Родилась в 1969-м году.
С 1986-го года работала литейщиком фарфоровых изделий 3-го сдельного разряда. С осени того же года принята на Дулёвский завод ученицей живописца.
В 1989-м году поступила на очное отделение в Московское Высшее Художественно-промышленное училище ("Строгановку") по направлению завода.
В 1996-м году получила Диплом по специальности декоративно-прикладное искусство ( художественная керамика). С апреля 1997-го году вновь поступила на завод (в Художественную лабораторию) на должность скульптора II категории. До июня 2015-го года работала на Дулёвском Фарфоровом Заводе.
На этом - всё. Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь.