Найти тему
Порцелиновый фан

Дулёвские династии. Роповы-Юрьевы.

Здравствуйте, друзья! Нынешняя статья посвящена династии дулёвских художников Роповых-Юрьевых. Самый, наверное, известный член династии - Ропов Виктор Сергеевич - сам по рождению - не дулёвец. Родился он в СССР, в семье военных. А военные - это люди "под погонами", и служат там, где им приказывает Родина. Жёны военных, как правило, живут вместе с мужьями, и переезжают с одного места службы на другое согласно приказу. И рожают там, где приходится, а не там, где хотят, потому как "родить нельзя годить". Виктор Сергеевич Ропов появился на свет в городе Николаев 22 августа 1946-го года.

По окончании школы в 1962-1963 гг. работал сборщиком судового оборудования на судостроительном заводе. В 1963-м году поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище имени В.М.Васнецова. С 1965-го по 1968-й годы проходил службу в Советской Армии. В результате училище закончил только в 1970-м году, после чего переехал в Ликино-Дулёво и поступил на работу на Дулевский фарфоровый завод. Сначала живописцем, затем художником в Художественную лабораторию.

Одним из счастливейших дней в жизни для Виктора Сергеевича стал день Свадьбы. Его суженая - ровесница Наталья Николаевна - происходила из семьи потомственных художников Дулёвского завода Юрьевых. И отец её, и дед, и переехавший из Гжели прадед отдавали заводу свои силы и творческую энергию. Естественно, и молодому художнику при таких новых родственниках проще было освоиться на предприятии...

Виктор Сергеевич и Наталья Николаевна Роповы. Фото конца 1960-х годов.
Виктор Сергеевич и Наталья Николаевна Роповы. Фото конца 1960-х годов.

Одной из основных тем творчества В.С. Ропова стал спорт. Сражение не на поле боя, а на спортивных соревнованиях - это в какой-то степени замена военных действий с минимальным уроном для сторон, при всём при том - с возможностью "поболеть" за своих. Так, во второй половине 1960-х появился турнир на приз газеты "Известия", а в 1969-м году были нарисованы первые варианты талисмана игр - Снеговика. Хотя основными создателями Снеговика считаются журналист "Известий" Борис Федосов и художник Союзмультфильма Виктор Арсентьев, на местах создавались собственные Снеговики усилиями местных художников. Наверное, самой первой скульптурой, получившей признание публики, из созданных В.С. Роповым в Дулёво, стал известинский Снеговик в объёме. В.С. Ропов увидел Снеговика таким...

По тому же сценарию были созданы В.С. Роповым и дулёвские объёмные фигурки талисмана XXII Московской Олимпиады - Олимпийского Мишки. Создателем плоскостного рисунка был детский художником-иллюстратор В.А. Чижиков. Чижиков, начиная с 1980-го года стал сверхбогатым человеком, поскольку с любой выпущенной символики Олимпиады-80 имел свою "копеечку", как автор. Но в 2010-м году суд постановил, что его авторское право не распространяется на объёмные изображения Мишки "в связи с тем, что "объёмный" медвежонок имеет доработанный дизайн, изображение медвежонка со спины" и т.д. Данное произведение, созданное путём переработки произведения истца, носит самостоятельный характер. В силу статьи 492 ГК РСФСР 1964 года, применявшегося в 1980-м году, авторскими правами на данное произведение обладает лицо, осуществившее его переработку (т.е. В.С. Ропов). Все последующие суды (а возмущению Чижикова не было предела!) данный вердикт оставили без изменения.

Вариант Олимпийского Мишки, встречающего гостей хлебом-солью...
Вариант Олимпийского Мишки, встречающего гостей хлебом-солью...

С 1971-го по 1976-й годы В.С. Ропов продолжает учиться (вместе с супругой). Теперь - в Московском Высшем Художественно-промышленном училище ("Строгановка") на кафедре художественной керамики и стекла. Его дипломной работой стал сервиз "Олимпиада", выполненный в фарфоре.

Кроме скульптурных композиций и комплектов, посвящённых спорту, художника также интересовала тема освоения Космоса. Посетители музея Дулёвского завода всегда восхищаются комплектами, исполненными В.С. Роповым на космическую тематику: "Космические дали" (1982) и "К другим мирам" (1980-е). Конечно, это были экспериментальные комплекты, созданные в единичных экземплярах, а не посуда, поставленная на поток. Поэтому полюбоваться на них можно разве что в музее Дулёво...

Шуточная скульптурная композиция  на тему Космоса "НЛО". 1981. Автор В.С. Ропов. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Шуточная скульптурная композиция на тему Космоса "НЛО". 1981. Автор В.С. Ропов. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Будучи современником запусков первых спутников Земли, первых эпохальных полётов Советских людей в Космос, художник воспринимал освоение Космоса в идеалистическо-романтическом ключе - как воплощение чуда через создание новых технологий. Практически так же, как воспринимали европейцы эпохи Великих Географических открытий морские путешествия к Новым Мирам.

В начале "святых девяностых" вместе с развалом страны и резким понижением уровня жизни, на уровне сознания Советских людей происходили сложные, подчас трагические процессы пересмотра итогов... Забегая чуть вперёд, замечу, что в 1990-м году Наталья Николаевна Ропова взвалила на себя ответственную должность Главного художника Дулёвского завода, и тянула на себе этот груз в течение последующих 15-ти лет! А В.С. Ропов в 1993-м году оставил Дулёво и уехал искать счастья и киселя хлебать в город Энгельс, где при заводе запальных свечей было организовано небольшое фарфоровое производство. Уехал на должность с гордым названием "Главный художник". Работал ли в том закутке хоть кто-нибудь ещё, кроме него, о том история умалчивает... Понятно, что если жена живёт и работает в Дулёво, муж - в Энгельсе, то вместе они не живут. Со временем люди меняются: копятся взаимные обиды, болезни, под гнётом внешних обстоятельств меняется психика... Лишь по прошествии лет человек осознаёт собственную неправоту, и только сильные духом люди находят в себе силы вернуться. Лишь в 2002-м году Виктор Сергеевич вернулся на родной Дулёвский завод, на котором проработал до 2006-го года (как думается, не в последнюю очередь благодаря супруге).

За время работы В.С Ропов был награжден медалью "За трудовую доблесть", бронзовой медалью ВДНХ, "Знаком почета" оргкомитета Олимпийских игр 1980-го года. Член СХ СССР с 1984-го года.

Следующая часть повествования посвящена Н.Н. Роповой. Как уже было сказано, Наталья Николаевна Ропова родилась в семье потомственных дулёвских фарфористов Юрьевых.

Стенд, посвящённый творчеству Н.Н. Роповой в Дулёво... Фото взято из свободного доступа в интернете.
Стенд, посвящённый творчеству Н.Н. Роповой в Дулёво... Фото взято из свободного доступа в интернете.

В 1965 году она окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище и, получив специальность керамист, поступила на работу на Дулёвский фарфоровый завод.

Вместе с мужем с 1971-го по 1976-й годы Наталья Николаевна Ропова обучалась в Московском Высшем Художественно-промышленном училище ("Строгановка") на кафедре художественной керамики и стекла. Дипломной работой стал чайный сервиз "Русский сувенир", созданный в традициях старого дулевского фарфора.

В 1976 году Н.Н. Ропова вновь работает в Художественной лаборатории завода. Как художник она отличалась большей работоспособностью нежели супруг. Эти двойные вазы-кубки, декорированные гербами РСФСР ми УССР, называются "325 лет братскому союзу" ("1654-1979"), и на фоне современных реалий такое название звучит несколько издевательски. Как и многие другие работы, этот комплект - совместное детище супругов Роповых. Красная кубок-ваза (с гербом РСФСР) - работа В.С. Ропова, ваза в декоре синего кобальта (с гербом УССР) - работа Н.Н. Роповой.

Двойные кубки-вазы  "325 лет братскому союзу" ("1654-1979"). Авторы В.С. и Н.Н. Роповы. 1979.
Двойные кубки-вазы "325 лет братскому союзу" ("1654-1979"). Авторы В.С. и Н.Н. Роповы. 1979.
Скульптура "Кабан-охотник". 1985. Автор модели и росписи Н.Н. Ропова. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Скульптура "Кабан-охотник". 1985. Автор модели и росписи Н.Н. Ропова. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Достаточно много сил Наталья Николаевна уделяла созданию новых росписей для сервизов. В том числе и столовых. Можно их назвать экспериментальными образцами. В течение 15-ти самых тяжёлых для страны лет, когда страну по досочке, по кирпичику растаскивали апологеты "святых девяностых", Ропова, будучи главным художником, определяла эстетическую составляющую завода. Насколько это было удачно - вопрос спорный, однако главное было достигнуто - завод (и коллектив завода) был сохранён.

В галерее ниже представлены предметы столового сервиза "Серебряное утро" от 1987-го года.

Оригинальная форма и роспись комплекта под названием "Весёлые ребята" (1989). Общее впечатление - отсылка в "старину" - с ярмарочными скоморохами. То, что хочется именно разглядывать, а не пользоваться. Т.е. комплект получился исключительно декоративный.

В постСоветскую эпоху многие помчались "воссоздавать кузнецовские традиции", понимая под этим рокайльный стиль, понимая, опять-таки совершенно неправильно под рокайлем некую "старину". Что уж говорить о том, что такая мешанина из представлений о "старине" и близко не соответствовала кузнецовским вещицам даже среднего уровня периода МОДЕРНА и РУССКОЙ ЭКЛЕКТИКИ! Но порыв был понятен. Как раз в те времена в Дулёве создаются т.н. "Кузнецовские" сервизы. Не самая удачная стилизация под "старое Дулёво".

С 1990 по 2005 год Н.Н. Ропова - главный художник Дулёвского фарфорового завода. С 1984 года  - член СХ России. За вклад в развитие фарфоро-фаянсовой отрасли в 1986 году награждена медалью "За трудовую доблесть". За заслуги в области искусства в 1996 году ей присвоено звание "Заслуженный художник Российской Федерации".

И наконец, ещё один член династии - Ропова (Юрьева) Диана Викторовна. Родилась в 1969-м году.

С 1986-го года работала литейщиком фарфоровых изделий  3-го сдельного разряда. С осени того же года принята на Дулёвский завод ученицей живописца.

В 1989-м году поступила на очное отделение в Московское Высшее Художественно-промышленное училище ("Строгановку") по направлению завода.

В 1996-м году получила Диплом по специальности декоративно-прикладное искусство ( художественная керамика). С апреля 1997-го году вновь поступила на завод (в Художественную лабораторию) на должность скульптора II категории. До июня 2015-го года работала на Дулёвском Фарфоровом Заводе.

На этом - всё. Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь.