Найти в Дзене
Музклассы.рф

Какие предметы есть в музыкальной школе и что там изучают?

Оглавление

Музыкальная школа — это отдельный мир, в котором есть свои секреты. И наверняка любому родителю очень хочется точно знать и понимать, чем именно занимается ребенок на уроках и как проводит время в «музыкалке».

В этой статье читайте об основных учебных предметах музыкальной школы: почему они включены в программу, кому обязательно их изучать, как проходят уроки и какая от них польза.

Фото: https://www.freepik.com
Фото: https://www.freepik.com
Примечание: наличие или отсутствие конкретных дисциплин, их состав, учебные планы по предметам определяются каждой музыкальной школой самостоятельно. В этой статье мы приводим самый распространенный набор предметов.

Специальность

Специальность основной предмет в музыкальной школе. Это может быть какой-либо музыкальный инструмент или хор.

Занятия проходят индивидуально с педагогом. На специальности разбираются произведения, составляется программа, которую ученик будет исполнять в течение полугодия.

Для успешного освоения предмета очень важно наладить хорошие отношения с педагогом. Ведь именно с ним ребенок проводит большую часть времени в музыкальной школе. Преподаватель специальности  это основной, главный наставник ученика.

Фото: Константин Шишкин / Фотобанк Лори
Фото: Константин Шишкин / Фотобанк Лори

Хор

В музыкальной школе есть разделение на два хора: хор младших школьников (до 4 класса) и старший хор. На уроках дети вместе с хормейстером разбирают произведения, выучивают их и доводят до идеального концертного звучания.

Пение в хоре развивает музыкальные навыки. Улучшается интонирование, дети начинают чище петь. Появляется умение четко и уверенно держать свою партию — петь и не сбиваться. Дети учатся чувствовать и передавать музыкальные эмоции. Пение способствует самовыражению.

В хоре развиваются и психологические аспекты: коллективный дух, работа в команде, умение сопереживать за общее дело и идею.

Детский хор в Ногинском театре драмы и комедии (2017 год). Фото: © Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
Детский хор в Ногинском театре драмы и комедии (2017 год). Фото: © Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Оркестр

Любой вид коллективного музицирования очень важен для ребенка. Дети учатся работать вместе, слаженно. А еще оркестр воспитывает в детях дисциплинированность и организованность.

На оркестре ученики применяют навыки, полученные на уроках специальности: чтение с листа, быстрый разбор произведения, точное воспроизведение штрихов.

Результат работы оркестра — выступление на концертах и конкурсах, поэтому эти уроки учат быть ответственным, не пропускать репетиции, ведь итоговое звучание складывается из работы каждого музыканта отдельно.

Сольфеджио

На уроках сольфеджио дети знакомятся с базовыми понятиями теории музыки, которые помогают в игре на инструменте. Педагог использует множество различных форм работы на уроке: пение с листа, пение выученных мелодий, запись диктантов (мелодических, ритмических, гармонических), слуховой анализ, самостоятельная игра, пение аккордовых и интервальных последовательностей и многие другие.

Сольфеджио развивает внутренний слух, учит предслышать ноты. Однако знание основ теории музыки пригодится не только для игры на музыкальном инструменте. Навыки, полученные на сольфеджио, любому принесут пользу в жизни: хорошая память, быстрая реакция, четкая логика. Сольфеджио влияет на развитие логического мышления: этот предмет — в своем роде математика.

Если ребенку с трудом дается освоение предмета, то рекомендуем прочитать эту статью: Сольфеджио без проблем: советы педагога

Музыкальная литература и слушание музыки

На уроках слушания музыки в начальных классах, а затем на музыкальной литературе дети знакомятся с произведениями русских и зарубежных композиторов. Учатся их не просто слушать, но и анализировать.

Преподаватель рассказывает о контексте, в котором создавалось произведение, о композиторе, стиле, эпохе. Ученики смотрят оперы и балеты, изучают инструментальные и вокальные произведения, пропуская их эмоционально через себя. Так формируется внутренний мир, появляется наслушанность и образованность.

Форма контроля — проведение викторин. Ученикам надо узнать по звучанию небольших фрагментов те произведения, которые ранее обсуждались в классе.

Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского. Читальный зал музыкальной литературы. Фото: Юлия Бабкина / Фотобанк Лори. 2022 год
Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского. Читальный зал музыкальной литературы. Фото: Юлия Бабкина / Фотобанк Лори. 2022 год

Ансамбль

Этот предмет развивает творческие способности учащихся. Камерное музицирование — особый жанр, которым стоит овладеть, ведь игра в узком кругу слушателей в обычной жизни требуется чаще, чем в составе оркестра или хора.

Уроки ансамбля оживляют учебную жизнь, делая ее еще интереснее. На занятиях дети играют произведения разных композиторов, расширяя свой музыкальный кругозор.

Ансамбль юных домристов.
Ансамбль юных домристов.

Уменьшенные домры для обучения детей были разработаны проектом «Юниор домры для ДМШ и ДШИ», а реализовала разработку российская компания Doff

Общий курс фортепиано (ОКФ)

За время обучения в музыкальной школе любой ребенок (не пианист) осваивает два инструмента: свой основной, выбранный как специальность, плюс фортепиано.

Освоение второго инструмента включено в программу не просто так: игра двумя руками одновременно способствует развитию обоих полушарий мозга, помогает формированию гармонического мышления. К тому же умение играть на фортепиано универсально и может пригодиться не только профессионалу, но и музыканту-любителю.

Репертуар подбирается в соответствии с предпочтениями и возможностями ученика. Поэтому общий курс фортепиано часто радует ребят, ведь они могут научиться исполнять любимые произведения.

А хороший инструмент добавит отличного настроения в учебе!
А хороший инструмент добавит отличного настроения в учебе!

На фото пианино «Мелодия», которое производится на российской фабрике «Тульская гармонь»

Чтение хоровых партитур (ЧХП)

Этот предмет есть только у тех, кто выбрал специальность «Хоровое пение». Появляется он в старших классах. Задача ученика — сыграть на фортепиано все партии хора, то есть превратить хоровое произведение в инструментальное. Это нужно для осмысления и осознания целой картины, а не только своей партии.

Также в программе есть некоторые элементы хороведения, дети учатся правильно дирижировать.Обычно этот предмет ведет хормейстер, то есть педагог, который имеет хоровую практику, поэтому часто он делится своими секретами, нюансами работы с разными хорами.

«Позови меня в светелку», хоровая партитура для женского хора. Рукопись. В. Кончаков.
«Позови меня в светелку», хоровая партитура для женского хора. Рукопись. В. Кончаков.

Источник: Национальная библиотека Республики Карелия

Аккомпанемент (концертмейстерский класс)

Уникальный предмет, только для пианистов. Это коллективная работа пианиста и солиста — вокалиста или инструменталиста. Работа с произведением начинается с чтения с листа — это часть предмета. Овладев навыком чтения с листа, музыкант сможет сразу же сыграть любое незнакомое произведение.

Аккомпанемент как предмет учит слышать мелодию, уметь поддерживать солиста. Человек, прошедший через класс аккомпанемента, может даже стать балетным концертмейстером. А еще опыт работы вдвоем учит находить общий язык с разными людьми.

Музыкальная школа не только учит ребенка играть на музыкальном инструменте, но и развивает эмоциональную сферу, дает психологическую устойчивость. Обилие предметов позволяет ученику получить всестороннее развитие, богатый культурный опыт и широкий музыкальный кругозор.