Найти тему
CatGeek

Советское военное кино 80-х

Оглавление

Я не кинокритик. И всё же я решил взяться за тему военного кино в СССР в 80-е годы. Почему? Да просто потому, что именно в это время было снято несколько хороших фильмов, часть из которых стала классикой, а часть — наоборот забыта.

Торпедоносцы

Начнём с простого. Мрачная атмосфера в сочетании с будничностью боевой РАБОТЫ лётчиков-североморцев в середине 80-х, наверное, даже несколько удивляла. Это сейчас киноделы "избаловали" "шидеврами" в стиле "а вокруг везде грязь, потому что я так вижу". В брежневском кинематографе был скорее обратный перекос. При этом атмосфера почти безнадёги применительно к торпедоносцам как раз уместна. Под конец войны они несли всё большие потери. Успехи тоже росли, но если в первой половине войны шанс выжить в отдельном вылете был довольно высок, то в 1944 потеря приходилась на всего лишь несколько самолётовылетов. Правда, как указывает в своём разборе Миролав Морозов, в фильме переданы скорее события 1943 года. Но мне кажется, что тут допустимы некоторые обобщения. И эпизоды вроде атаки ПЛ торпедоносцем (кстати штурман атаковавшего ПЛ "Бостона" ещё совсем недавно был жив, не знаю, как сейчас) и таран Кажется вполне допустимыми отклонениями от истории в художественном фильме.

Примечание. Есть достоверный таран, но на Балтике, а не на Северном море и на штурмовике Ил-2, а не на торпедоносце Ил-4 а также есть примеры продолжения атаки горящим торпедоносцем и, минимум один корабль был утоплен уже после того, как пустивший торпеды "Бостон" упал в море). Конец примечания.

Лично у меня в фильме восторг вызывает матчасть в виде живого и настоящего Ил-4. Для съёмок был восстановлен найденный в тундре самолёт и даже доведён до состояния, позволяющего ему самостоятельно рулить. Увы, аутентичной техники времён войны у нас не много, а тут вместо набивших оскомину Як-18 и традиционно изображавших «Мессеры» Zlin`ов настоящая техника. Кстати, Мессершмидт там тоже самый настоящий! Сбит во время войны и найден много лет спустя. Так что дырки, на которые показывают герои и те всамоделищные!

Даже комбинированные съёмки в детстве у меня вызывали восторг. Сейчас нам, избалованным всякими технологиями зелёного экрана, компьютерной графики, 3D в 4К, может быть, они и покажутся корявыми. Но как по мне — всё равно лучше современных постыдных пируэтов под мостами.

Ну и наконец. «Это фильм не о войне»- стандартное заклинание криворуких тварцов, которые оправдывают так неумение снимать боевые действия. Но в данном случае это определение фильму соответствует и ничуть не позорно. Фильм в первую очередь о людях. Людях, которые любят, ненавидят («Карать! Карать!»), иногда косячат, но садятся в свои торпедоносцы и несутся к цели под огнём «Эрликонов». И им веришь.

Порох

-2

А вот этот фильм мало кто помнит. И зря. По настроению он похож на «Торпедоносцы». Люди «просто» выполняют работу с огромным риском для жизни и без пафоса. Героя отправляют в Кронштадт, чтобы найти там морские пороха, которые были бы пригодны для переснаряжения боеприпасов сухопутной артиллерии, а потом обеспечить доставку. Потому что надвигается блокада и кризис в снабжении снарядов уже ощущается. Он находит. А потом всё это великолепие пытаются грузить. Ну а немцы не дают и бомбят. Тогда приходится сделать ложную погрузку и пока немцы долбят по перетаскивающим мешки с песком морякам (очень сильная и страшная сцена) — грузить настоящий порох в другом месте. А потом вести всё это великолепие в Ленинград. Опять же под немецким огнём. Главный герой тут не убивает тысячи немцев, не сбивает вертолёты из лука, даже вражеский корабль не топит, как в «Торпедоносцах», но когда в конце фильма он ложится отдыхать, а за его окном стреляет гаубица без всяких слов понимаешь, что он сделал очень важное, пусть и незаметное дело.

Отряд

-3

Завершая галерею мрачных фильмов 80-х годов, нельзя не отметить фильм, снятый в Литве. 1941 год. Несколько бойцов Красной Армии совершенно случайно оказываются вне части 22 июня утром. А дальше — начало войны, немецкое наступление, разгром их части и попытки выйти к своим. И снова было бы странно, если бы герои резали глупых немцев испанским хватом, захватили бы пару танков и во всём белом доехали бы до своих. Нет, они большую часть фильма пытаются придумать, что им делать. И бегают от превосходящих (превосходных, как тогда писали) сил немцев. Лишь один нереалистичный эпизод с расстрелом пирующих немцев несколько портит картину, но в целом тяжесть окружения показана отлично. Не прошли мимо и, мягко говоря, неоднозначного отношения к Красной Армии среди литовцев. И потери среди героев будут. В общем, авторы не ушли от неприятных тем, но не скатились в чернуху.

Атака

-4

Этот фильм несколько выделяется из общего ряда. Он не о Великой Отечественной. О чём этот фильм? Молодой офицер пребывает в Туркестанский военный округ в танковую часть в 80-е годы. И начинает служить. Только делает он это не типично. вместо того, чтоб все усилия тратить на показуху, он начинает учить своих подчинённых военному делу настоящим образом. Сие, вполне ожидаемо не вызывает энтузиазма у личного состава. Ровно как у начальства не вызывает интереса его попытки поразбирать сражение при Дубно. Мол лучше бы победное наступление разобрал. И уж тем более никому не нравится, когда он на учениях свинчивает заранее поставленные настройки прицела, чтобы наводчику пришлось их вводить самому, а не полагаться на то, что стреляют всё время под одним мишеням. В общем, в итоге главный герой страдает, ибо таким буйным в армии мирного время не место. В итоге всё заканчивается хорошо, потому что на учениях именно он показывает себя отлично.

Я бы сказал, что фильм не про Советскую Армию 80-х годов. Эти болезни характеры, пожалуй, для любой армии, которая проводит время в неге и самоуспокоении. Разве не точили демонстративно прусские офицеры свои сабли о ступеньки французского посольства? Вот прямо перед Йеной и Ауэрштедтом. А британская армия хоть раз отправлялась на крупную войну, готовой к ней не хуже противника? Разве что Ирак вспоминается, но то арабы-с. В общем, фильм я бы рекомендовал как повод задуматься даже не про проблемы армии, а над вопросом «к чему приводит халтура и показуха» вне зависимости от области применения

Иди и смотри

-5

Если предыдущие фильмы я называл мрачными, то этот фильм — скорее концентрированный ужас. «Иди и смотри» — безусловная классика, почитаемая не только у нас, но и за рубежом. Кто-то видит в нём артхаус, но мне кажется, что тут всё проще. Это история партизанской войны не примере одного мальчишки и его деревни. Фильм гениален во всём. У большинства героев даже реплик почти нет, но несколькими штрихами перед нами полностью раскрывают героев. И внешне спокойного, полностью рационального командира Косача, который видел такое, что по ночам кричит. И приспособленца старосту-коллаборациониста, который всего лишь хотел, чтобы ничего не случилось, а в итоге его самого немцы и спалили. И весельчака-кавалеристы из отряда. Ну и их врагов. Изуверы-казачки, при том искренне православные (крестились перед смертью). Потерявший человеческий вид хиви с намалёванными на голове свастиками. Утончённый командир-эсэсовец с видом доброго дедушки, который любит животных в виде невесть как оказавшегося у него ручного зверька, но хладнокровно убивает людей, а потом пытается уверить, что никому ничего плохого не делал. И убедительно так говорит! Наконец, «истинный ариец», который просто пришёл убивать «неполноценных».

При этом персонажи подаются не через рассказ, а через действие и, вроде бы, незначительные детали, которые всё время очень достоверны. Вот старик в деревне перечисляет, кого как зовут в семье. И я вспоминаю, как моя бабушка перечисляла своих братьев и сестёр. Вот едет автомобиль и, кажется, они где-то нашли аутентичную технику. Или шикарные макеты. Даже тактическая эмблема на машине соответствует настоящей эмблеме дивизии, правда «Великая Германия» к СС не принадлежала. Но в СССР в 80-е это могли и не знать. И если в советском кино немец с закатанными рукавами и автоматом стал штампом, то тут мы видим и винтовки и трофейный ДП и даже StG-44 (не он сам, но его ближайший предок вполне мог оказаться у карателей). Зачем я про все эти детали? А затем, что фильму про ужас карательной политики нацистов простили бы неточности в матчасти, но создатели заморочились даже такими «незначительными» вещами. Стало быть, и сейчас киноделам можно и должно не понижать планку, благо возможностей сейчас для этого много больше.

Сказав о железках нельзя не упомянуть и людей. Игра актёров…Особенно трансформация главного героя. Просто посмотрите.

Сцены сжигания деревни сняты так, что иной раз видя немецкие фото я первым делом думаю, что это кадры из фильма. Усиливает эффект контраст между творимыми на экране ужасами и потрясающе красивой природой, на фоне которой разыгрываются события. Всё вместе даёт потрясающий эффект. Смотря фильм начинаешь ненавидеть нацистов ещё больше даже несмотря на то, что суть их «Нового порядка» мне вполне известна и до просмотра кино.

Для меня «Иди и смотри» это самый сильный фильм. Не о войне. Просто самый сильный фильм.

Автор: Никита Баринов