Найти тему
Театр Моссовета

Дом, в котором не запирались двери

Этот портрет кисти Надежды Пешковой украшал кухню Фаины Георгиевны Раневской в Большом Палашевском переулке. Под портретом стоял диванчик "на троих", где проходили дружеские посиделки. Сегодня мы расскажем о "последнем адресе" любимой актрисы. Об удивительном доме, в котором не закрывались двери.
Этот портрет кисти Надежды Пешковой украшал кухню Фаины Георгиевны Раневской в Большом Палашевском переулке. Под портретом стоял диванчик "на троих", где проходили дружеские посиделки. Сегодня мы расскажем о "последнем адресе" любимой актрисы. Об удивительном доме, в котором не закрывались двери.
Компаньоном и любимым другом последних лет Раневской был пес Мальчик.  Фаина Георгиевна писала: "Принесли собаку старую, с перебитыми ногами, лечили ее добрые врачи. Собака гораздо добрее человека и благороднее. Теперь она моя большая и, может быть, единственная радость. Но трудная это радость. Она сторожит меня, никого в дом не пускает. Дай ей бог здоровья!".
Компаньоном и любимым другом последних лет Раневской был пес Мальчик. Фаина Георгиевна писала: "Принесли собаку старую, с перебитыми ногами, лечили ее добрые врачи. Собака гораздо добрее человека и благороднее. Теперь она моя большая и, может быть, единственная радость. Но трудная это радость. Она сторожит меня, никого в дом не пускает. Дай ей бог здоровья!".
В доме Раневской на самом деле не закрывались двери. Актриса Елена Юрген (Кадр из фильма "Золушка" (СССР, 1947). Мачеха - Ф.Раневская, Анна - Е. Юнгер, Марианна - Т. Сезеневская) вспоминала: "Когда навещала Фаину Георгиевну, каждый раз замечала несколько странную “усушку” домашней утвари. Она очень любила делать подарки, дарила все, что под руку попадало. Удержать эту щедрую руку было трудно. Но вряд ли она так широко раздавала чайные ложки. А последний раз на кухне я обнаружила всего одну. “Растащили, наверно”, — равнодушно ответила она на мой вопрос"
В доме Раневской на самом деле не закрывались двери. Актриса Елена Юрген (Кадр из фильма "Золушка" (СССР, 1947). Мачеха - Ф.Раневская, Анна - Е. Юнгер, Марианна - Т. Сезеневская) вспоминала: "Когда навещала Фаину Георгиевну, каждый раз замечала несколько странную “усушку” домашней утвари. Она очень любила делать подарки, дарила все, что под руку попадало. Удержать эту щедрую руку было трудно. Но вряд ли она так широко раздавала чайные ложки. А последний раз на кухне я обнаружила всего одну. “Растащили, наверно”, — равнодушно ответила она на мой вопрос"
Тот же уникальный феномен открытых дверей вспоминал в своей книге "Ах, если б вы знали, если бы слышали..." Анатолий Адоскин: «Двери ее дома всегда были открыты, и пришельца грозно встречал сердитый лай Мальчика, после чего раздавался ее голос: “Молчи дурак, кто там?”. И счастливец оказывался в ее владении. В узком коридоре у двери на вешалке висела черная, как смоль, большая шуба. Можно сказать – реликвия – память о фильме Михаила Ромма “Мечта”, где она сыграла одну из своих любимых ролей, пани Розу скороход. После съемок в каком-то ателье она сшила себе этот подарок, истратив на него весь гонорар (рассказываю, и вдруг приходит в голову: не перекликается ли эта история с гоголевской “Шинелью”)».
Тот же уникальный феномен открытых дверей вспоминал в своей книге "Ах, если б вы знали, если бы слышали..." Анатолий Адоскин: «Двери ее дома всегда были открыты, и пришельца грозно встречал сердитый лай Мальчика, после чего раздавался ее голос: “Молчи дурак, кто там?”. И счастливец оказывался в ее владении. В узком коридоре у двери на вешалке висела черная, как смоль, большая шуба. Можно сказать – реликвия – память о фильме Михаила Ромма “Мечта”, где она сыграла одну из своих любимых ролей, пани Розу скороход. После съемок в каком-то ателье она сшила себе этот подарок, истратив на него весь гонорар (рассказываю, и вдруг приходит в голову: не перекликается ли эта история с гоголевской “Шинелью”)».
Когда Раневская уже не выходила из дома, Марина Неелова сыграла спектакль «Спешите делать добро» специально для нее, на Южинском (до 1993 г. так назывался нынешний Большой Палашевский переулок). Она вспоминала: "Сидит в кресле, днем — с зажженным торшером, читает, читает без конца, беспокоится о Мальчике, кормит птиц, почти ничего не ест, глаза мудрого ребенка, теплые и чуть-чуть ироничные, грустные и улыбающиеся…  и вдруг озаренные каким-то воспоминанием или внезапно пришедшей в голову шуткой".
Когда Раневская уже не выходила из дома, Марина Неелова сыграла спектакль «Спешите делать добро» специально для нее, на Южинском (до 1993 г. так назывался нынешний Большой Палашевский переулок). Она вспоминала: "Сидит в кресле, днем — с зажженным торшером, читает, читает без конца, беспокоится о Мальчике, кормит птиц, почти ничего не ест, глаза мудрого ребенка, теплые и чуть-чуть ироничные, грустные и улыбающиеся… и вдруг озаренные каким-то воспоминанием или внезапно пришедшей в голову шуткой".