Найти тему
Московская газета

Россия может потерять трудовых мигрантов из Средней Азии

   Россия может потерять трудовых мигрантов из Средней Азии
Россия может потерять трудовых мигрантов из Средней Азии

Российские власти регулярно заявляют о том, что для успешного развития экономики необходимо поддерживать достаточно высокий уровень трудовой миграции

Об этом на Восточном экономическом форуме говорил и президент Владимир Путин. Он отметил, что в масштабах всего рынка труда иностранных граждан в РФ не так уж много, однако необходимо их дальнейшее привлечение, поскольку рабочая сила нужна в строительной и многих других сферах. Президент назвал трудовую миграцию важным комплексным вопросом. По словам главы государства, России сравнительно несложно взаимодействовать со странами-поставщиками рабочей силы, поскольку мы с ними находимся в общем постсоветском культурном поле.

Вроде бы о неплохой динамике в данной сфере свидетельствует и статистика. После провалов в период пандемии приток мигрантов начал восстанавливаться. По данным ФСБ, за I квартал 2023 года в РФ с рабочими целями прибыли 1,3 млн человек, что в 1,6 раза больше прошлогодних показателей. В первую пятёрку стран происхождения трудовых мигрантов традиционно вошли Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Армения и Казахстан. Эксперты ожидали, что прирост трудовой миграции будет продолжаться и дальше. Так ли гладко обстоят дела в социальной сфере для мигрантов в России? Об этом «Московская газета» поговорила с членом Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимиром Волохом и генеральным директором информационно-аналитического портала KGinfo.ru и общественным деятелем Асилбеком Эгембердиевым.

— Владимир Александрович, недавно вице-премьер Киргизии Эдиль Байсалов допустил, что неплохо было бы предоставлять российские полисы ОМС не только работающим в стране мигрантам из республики, но и их семьям. Мысль небезосновательна: Всероссийский союз страховщиков рассчитал, что минимальный полис ДМС для взрослого обойдется иностранному специалисту из Евразийско-экономического союза (ЕАЭС) примерно в 4 тыс. рублей, а для ребенка до года — 7 тыс. Расскажите, какое медицинское обеспечение получают сейчас трудовые мигранты?

— ОМС распространяется только на работников, которые заключили трудовой договор с работодателем. Однако медпомощь можно получить и другим путем, если работодатель заключил договор с медицинским учреждением. Там работники и будут получать соответствующие услуги.

— За последний год поток мигрантов в Россию начал сокращаться. Основную роль в этом сыграло колебание курса рубля по отношению к другим валютам. Какие сейчас направления мигранты предпочитают России?

— Я не могу сказать, что сейчас есть существенные изменения в количестве трудовых мигрантов. На протяжении последних пяти лет эта цифра в нашей стране примерно одинаковая. Она может меняться, но резких колебаний пока нет. В других государствах существенной разницы в количестве иностранных работников тоже пока не наблюдается. В Европе сейчас хватает своих экономических проблем, а на Ближнем Востоке израильско-палестинский конфликт сыграл роль не в пользу увеличения числа мигрантов в регионе. Что западное направление, что восточное – сохраняют статус-кво в плане потока мигрантов. Небольшие изменения есть, но они не в силах изменить конъюнктуру.

— Какие реальные шаги нужно предпринять России и среднеазиатским государствам, чтобы улучшить двустороннее экономическое сотрудничество?

— Сейчас это основной вопрос в теме трудовой миграции. Целевой набор мог бы обеспечить этим процессам структурность. То есть, когда работодатель обеспечивает подготовку иностранных работников на их родине, до прибытия в Россию. Прежде всего, это профессиональная подготовка, изучение русского языка, истории, основ законодательства, медицинское освидетельствование. Там же должны оформляться и документы. Это оптимизирует процесс переезда. Трудовые мигранты смогут качественнее подготовиться, а работодатель детальнее объяснит будущим работникам о том, куда они едут и какие обязанности будут выполнять. Когда они будут знать пункт назначения, уровень зарплаты, то условия станут комфортнее для всех сторон. Такая практика сейчас есть в частных случаях, однако ее нужно расширять.

В свою очередь Асилбек Эгембердиев отметил, что иностранцы сталкиваются с рядом трудностей при получении медицинской помощи в России. В частности, он отметил разницу между гражданами стран-участниц ЕАЭС и других государств.

— Асилбек Калмаматович, в чем заключаются трудности оформления мигрантами полисов ОМС?

— Лица, имеющие гражданство государств-членов ЕАЭС, могут получать медпомощь по ОМС на территории любого государства в рамках Союза. Для этого нужно, чтобы иностранец зарегистрировался в России, работал по трудовому договору, а часть от своей зарплаты регулярно отчислял государству. Однако система не всегда работает корректно. Например, в плане учета и регистрации граждан ЕАЭС. Сегодня многие мигранты находятся в России полулегальным, осадном положении. Закон гласит: «гражданин должен зарегистрироваться по юридическому адресу места работы». А это создает трудности, так как не всегда работодатель официально оформляет иностранных специалистов. В итоге тормозится вся сфера трудовой миграции, растет поток нелегалов и коррумпированность среди отдельных представителей бизнеса. Проблему с адаптацией мигрантов сможет решить прозрачный учет и структурированная легализация. А граждане стран, не входящих в ЕАЭС, например, Таджикистана, и вовсе не могут получить ОМС. У них есть возможность только оформить ДМС.

Во-вторых, мигранты часто плохо проинформированы о действующих в России законах, а также их правах как граждан ЕАЭС. Нужно наладить такую работу как в Кыргызстане, так и в РФ посредством представителей Республики в стране. В данном случае обе стороны должны работать для грамотного выполнения обязательств. Также, на мой взгляд, вызывает сомнение работа российских больниц и поликлиник. Известны случаи, когда медработники даже не знали, что гражданам стран-членов ЕАЭС они обязаны оказывать помощь. В итоге мигрантам приходится покупать полисы ОМС, что легально, но дорого. А те, кто не располагают средствами вынуждены уезжать обратно на родину в случае серьезной болезни.

— Уменьшился ли поток работников из Республики в Россию за последние два года? Выбирают ли граждане Кыргызстана другие географические направления?

— Уменьшился, и будет уменьшаться дальше. МВД РФ только за этот год выдворило из России более 2000 киргизов. И все чаще граждане республики ориентируются на другие страны: США, государства ЕС, Турцию. Также последнее время становятся популярны арабские страны. За два года только в Соединенные Штаты прибыли более 60 тысяч граждан Кыргызстана. Насколько мне известно, сейчас там находятся более 100 тысяч киргизов. В основном они выбирают другие страны из-за растущей инфляции в России и ослабления рубля.

— Как Вы считаете, что сделает пребывание трудовых мигрантов в России комфортнее?

— Чтобы все стороны получали выгоду, должны быть структурированные правила по призыву иностранных работников и организации их трудовой деятельности. Однако на практике этого нет, из-за этого и складывается большой поток нелегальных мигрантов. Здесь важна прозрачная взаимосвязь бизнеса и власти. Если этого не произойдет, то, на мой взгляд, Россия будет терять популярность среди трудовых мигрантов. Таким образом, РФ может потерять работников из Средней Азии, и через 5-7 лет сюда уже будут ехать лишь граждане из Северной Кореи и Вьетнама.