Экспрессивные и любвеобильные этюды французского периода художника остались позади. Нечеловечески тяжело не принять изменения, происходящие на твоей Родине и бежать от Неизвестности, что надвигается на тебя и твою семью. Чувство вины, прикрывающее такое простое, животное предательство и желание спасти себя от катка новой жизни, грозящего раздавить все то творческое ценное, что накоплено в душе и жаждет выплеснуться на полотна.
Русские лица поэтому у художника такие напряженные, внимающие. Внемлющие. Вопрошающие. Это душа художника, частичка которой осталась там, за финской границей, которую он однажды перешел как невидимую черту, разделившую его жизнь на до и после.
Попасть в ад, на дно французской богемной жизни. Хорошо ли это? Наверное да. Дно дает возможность оттолкнуться и, как ни странно, очиститься. Восприятие искажено той, оставшейся за чертой. Одно накладывается на другое, выворачивая внутреннее содержание души наружу, отражаясь гримасами на лицах.
Дно дает опору, если не погружаться в его удушающую атмосферу праздника и не жалеть себя в этом непрекращающемся угаре жизни. Нужно просто взять карандаш. И рисовать, рисовать, рисовать. Тогда становится легче и хочется на воздух, в парк. Где можно увидеть обычную обыденность. Дети, мамочки с колясками, пожилые элегантные джентельмены на скамейках. И только кое-где мелькнет еще ночным кошмаром, вынырнет из глубины души тот старый страх. Но его можно стереть резинкой.
Второй этаж выставки поразил портретами. Нет. Лицами. Спокойными, гармоничными. Почти Возрождение. Да и оформлены картины в духе хорошей доброй классики.
Сколько нужно было пройти и испытать, чтобы пережитый ужас утраты хоть немного стерся, переплавился в нечто иное, что согрело душу теплым огнем в камине и тихо сопящими носиками спящих детей?
Можно сбежать, уйти, найти другой берег. Но все равно в душе остается та база, основа с которой и в которой ты родился. Они никуда не стирается. Ее можно со временем принять, и тогда наступает покой. Росток жизни не растоптан, а пророс и смог дать свои необычные побеги.
Художник всматривается в лица. Толпа беснующихся расступилась, исчезла. И он внимательно фиксирует обыденность. Цветовая гамма стала сдержанной, ушла обнаженность, суета и бессмысленность.
Оказалось все просто. Когда ты не один. Иногда наши страхи кажутся огромными просто потому, что мы одни. Нет рядом теплой руки матери, которая погладит и согреет своим теплом. Страшный Барабака из сна убежит и выглянет солнце.
ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА
Мне хотелось вглядываться в глаза людей с портретов. Словно они мне передавали какое-то сокровенное знание. Смотрели просто, с доверием. Приглашали погрузиться в их души. Рассказывали о своей жизни.
Вот он Я! Мальчишка с всклокоченной шевелюрой и нежным юношески розовым лицом. Я вдохновлен. Я тебе рассказываю о чем-то восхитительном, большом. А еще слушаю тебя. Что ты мне скажешь в ответ на мое: "А знаешь!..."
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ
Хочется что-то сказать такое душевное и теплое в ответ на внимательный взгляд женщины с портрета - жены художника.
Деликатный колорит. Неброские краски, классическая рама. Темные стены зала создают ту подкладку и свет изнутри полотна. Художник подчеркивает и выделяет рамкой ее головку. Дополнительная рамка создает эффект лупы. Добавляет интимности. Нахождение тет-а-тет. Глаза в глаза. Когда неважно, что вокруг. Есть внутренний диалог душ и понимание через глаза, через взгляд.
ПОРТРЕТ СЫНА ХУДОЖНИКА КИРИЛЛА
А здесь уже совсем другая история. Мальчик сосредоточен внутри. Подросток. Что тут скажешь? Те мысли, желания, настроения, которые вдруг словно из ниоткуда поднимаются на поверхность часто оказываются неожиданными, к ним хочется прислушаться. Что они несут за собой? Страх чего-то нового, неизведанного.
Эта занавеска позади Кирилла напоминает детские пеленки. Для матери, да и для отца сколько бы дитяте не было лет, он все равно только родился. Они знают, насколько юна и чиста душа их сына. Они видели.
ИТАЛЬЯНКА
Для меня этот портрет немного вырывается из общей канвы. Девушка кажется задумчиво-грустной. Какое событие ее могло так озадачить? Что произошло с ней, что от взгляда на нее ощущается беспомощность?
ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ РЕМИЗОВА С ЖЕНОЙ
Колоритная парочка. Напомнили мне что-то из "Двенадцати стульев". Налет доброй такой хитринки и непередаваемый интерес к жизни. Чреватый иногда приключениями и неожиданными событиями.
ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ
Интересный портрет. Немного не хватает затылка. Черный контур вдоль лица выворачивает картинку, впечатывает в глубь листа. Странные зубы. Непонятно куда пропало ухо. Такие портреты обычно получаются у неопытных художников.
И тем не менее, он живой.
#борисгригорьев #живопись #авангард #портрет #музейфаберже #выставка