Найти тему

Назад в 90е!

Оглавление

Сериал «Слово Пацана. Кровь на асфальте» уже точно можно назвать главным сериалом 2023 года в России! Жора Крыжовников создал жестокую драму про «казанский феномен» конца 80х.

Подростки из рабочих районов с окраин Казани объединялись в молодёжные банды, которые носили имена, созвучные с названиями районов или улиц, где проживали их члены. Банды начинали вести соперничество за территории в городе, устраивая массовые драки, так называемые «стенка на стенку». По словам Роберта Гараева, бывшего члена одной такой группировки и автора книги «Слово пацана», в Казани существовало не менее 150 крупных уличных банд, однако речь не шла об одновременном их существовании — в среднем в городе действовало около 100 группировок, из них активными были около 70. Группировка могла контролировать территорию от одного двора до нескольких кварталов или микрорайонов.

Казанская банда
Казанская банда

Из за огромного числа молодежных банд Казань стала символом подростковой преступности и обрела славу одной из криминальной столиц СССР. Одни из самых известных казанских группировок были «Борисково», «Грязь», «Жилка», «Киноплёнка», «Калуга», «Перваки», «Хади Такташ». Но давайте будем честными, в каждом городе союза были свои группировки. И сохранялось это довольно долго. Даже в конце 90х в моем родном городе Саратове сохранялось строгое деление на районы и сферы влияния. «Ленинские»,«Агафоновка»,«Парковские»,« Заводские»..нередко встречи этих районов заканчивались массовыми драками.

Кадр из сериала «Слово пацана»
Кадр из сериала «Слово пацана»

Прямое попадание в ностальгию тех времен моментально сделало «Слово пацана» самым обсуждаем сериалом. Сразу же наши депутаты начали кричать о запрете сериала. С письмом в ведомство обратилась омбудсмен по правам ребёнка в Татарстане Ирина Волынец. Она считает, картина может нарушать приказ президента о формировании государственной политики по защите традиционных духовно-нравственных ценностей.. Плюсом подкрепляются видео из Татарстана где подростки вдохновились сериалом «Слово пацана», создали телеграм-каналы с названиями опасных в прошлом казанских группировок «Хади Такташ» и «Жилка», а затем поделили район на сферы влияния и пригласили не согласных на бой. О стрелке тоже отчитались в соцсетях — выложили видео в канал. Ролик попался на глаза взрослым, а затем и полицейским. Хотя больше похоже на постановку, а то надо как то оправдывать, что сериал романтизирует преступность.

Андрей Першин (1979) — российский режиссер, сценарист, продюсер. театральный педагог. Уроженец закрытого города Сарова. Перебрался в Москву, где окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Марка Захарова) и продюсерский факультет ВГИКа (мастерская Александра Акопова). С 2010 года начал снимать и продюсировать кино под псевдонимом «Жора Крыжовников». На его счету комедии «Горько!», «Елки новые», музыкальные мелодрамы «Самый лучший день» и «Лед 2», социально-драматический сериал «Звоните ДиКаприо!».
Андрей Першин (1979) — российский режиссер, сценарист, продюсер. театральный педагог. Уроженец закрытого города Сарова. Перебрался в Москву, где окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Марка Захарова) и продюсерский факультет ВГИКа (мастерская Александра Акопова). С 2010 года начал снимать и продюсировать кино под псевдонимом «Жора Крыжовников». На его счету комедии «Горько!», «Елки новые», музыкальные мелодрамы «Самый лучший день» и «Лед 2», социально-драматический сериал «Звоните ДиКаприо!».

Вот что сам режиссер говорил о создании сериала:

О важности сериала в настоящий момент

Мои мотивации просты: об этом не рассказывали в художественной форме. Да, был фильм «Пацаны», но давно и о другом. Прошло достаточно времени, чтобы мы могли на эти события посмотреть с безопасного расстояния, из другой социально-экономической ситуации. Другое дело, что я не верю в уроки, не верю в то, что драма учит. Drama doesn't teach. Однако драма рассказывает, как бывает. В данном случае мы рассказываем о том, как бывает, когда подростки оказываются никому не нужны. Будет ли это уроком — это уже вопрос для реци-пиента, зрителя. Моя задача — максимально точно и честно рассказать, каково было быть внутри этого ада.

Кадр из сериала «Слово пацана»
Кадр из сериала «Слово пацана»

О казанских подростках в 1989 году

Пацанам, про которых мы рассказываем, буквально некуда было пойти. Я сам хорошо помню кафе, которые закрывались в семь часов вечера, кинотеатры, в которых не было зри-тельских фильмов. Да и вообще, нам сейчас кажется, что советское кино состояло целиком из шедевров, но, на самом деле, на 80% это был шлак, как в любой кинематографии. Хотя именно в 1989-м вышли «Интердевочка», «Авария — дочь мента» - фильмы, в которых явления той действительности во многом зафиксированы. Но, кроме них, вышло еще сто однодневок. С тех пор прошло больше тридцати лет, мы что-то помним о том времени, но не всегда понимаем, что сейчас живем в совершенно другой реальности.

О съемочной группе

В какой-то момент оказалось, что я в группе самый старый и больше никто ничего про это время не помнит. То есть приносят на площадку стаканы в подстаканниках, чтобы поставить героям на стол, а я объясняю, что чай дома пили из кружек, а подстаканники были только в поезде. Это было что-то вроде постоянных путешествий во времени - я переносился в детство. Один из наших юных актеров был потрясен, увидев на деньгах Ленина. Они не представляют себе до конца, какой была та жизнь. И слава богу.