Пока объект отделён от субъекта (т. е. пока существует двойственность), есть место для камы (желания). Если нет объекта, то не может быть и желания. Состояние отсутствия желания есть мокша, Освобождение. В глубоком сне нет двойственности, а также нет и желания. В то же время в бодрствующем состоянии есть и двойственность и желание.
Благодаря двойственности возникает желание приобретения объекта. Именно стремящийся вовне ум является основанием двойственности и желания. Если известно, что Блаженство – это не что иное, как Я, то ум обращается вовнутрь. Если Атман [Истинное Я] достигнут, то все желания уже исполнены.
Это апта камах атма камах акамасча (исполнение желаний), как об этом говорит Брихадараньяка упанишада. Это – мокша, Освобождение.
Из книги «Беседы с Шри Раманой Махарши».