Найти тему

Почему на приборной панели часто загорается лампочка давления масла.

Сегодня мы узнаем почему же загорается лампочка давления масла.
Сегодня мы узнаем почему же загорается лампочка давления масла.

И так начнем с самого основного.

Давление в маслосистеме двигателя постоянно контролируется с помощью датчика давления масла. Поэтому если этот прибор фиксирует величину давления ниже или выше допустимого значения у Вас на приборной панели загорается лампочка давления масла.

Причины, почему горит лампочка уровня масла

Перед тем как рассмотреть соображения, по которым может загореться лампа масла, необходимо зафиксировать определение. Контрольными лампами в управлении автомобилем БКС — так называемая бортовая система контроля. Она контролирует все лампы, выведенные на панель приборов (включение/выключение поворотников, ближнего/дальнего света, сигнала включенного стояночного тормоза и прочего). В том числе уровни лампы и давления масла. В некоторых машинах (более новых или продвинутых) эти лампы разделены, а в других (более старых) обычно имеется только одна лампа, и она включается при слабом освещении смазывающей жидкостью в картере двигателя. Обычно желтый значок (масленка) на приборной панели символизирует низкий уровень масла, красная лампа — низкий уровень освещения. На современных многофункциональных дисплеях вместо «масленок» могут появляться надписи.

Лампы могут активироваться отдельно одна от другой, поскольку работают они по данным двух датчиков (датчик уровня и датчик давления моторного масла). Например, даже при низком уровне масла масляный насос в состоянии обеспечивает достаточное давление. Хотя это напрямую зависит от уровня, если уровень крайне мал — то и давления не будет, однако если уровень упадет ниже минимально допустимой отметки, давление все равно будет. И наоборот — если уровень масла будет находиться в пределах нормы, то, например, при забитом масляном фильтре возможна ситуация, когда давление в системе недостаточно для эффективного смазывания деталей двигателя. Ярким примером в данном случае может стать ситуация, когда при пробитии картера сначала включается лампа низкого давления, а затем и низкий уровень масла.

Рассмотрим далее причину, по которой, возможно, загорелась лампочка давления/уровня масла. Их существует тринадцать штук. Приведем их в порядок от простых к более сложным.

Низкий уровень масла в картере . Это самая простая проблема, и с ней может справиться практически любой, даже начинающий автолюбитель, и не обратиться за помощью в автосервис. Правда, если она не обеспокоена утечкой. Любые автомобили, даже старые карбюраторные, снабженные датчиком давления масла машины.

Когда его показатель падает ниже нормы — он подает сигнал на ЭБУ (электронный блок управления), а тот, в свою очередь, активирует соответствующую лампу на панели приборов. При этом лампа не мигает, а именно горит в постоянном режиме. На современных машинах вместо контрольной лампы может появиться надпись «Проверьте уровень масла в двигателе», что прямо говорит о том, что водителю необходимо проверить уровень масла в картере. Ситуация может произойти в любом режиме работы двигателя — на холостых оборотах, при включении, в движении, на стоянке, на горячую, на холодную и так далее.

Замер масла с помощью щупа.
Замер масла с помощью щупа.

Интересный случай может заключаться в том, что лампа загорается при определенных настройках (например, через несколько секунд), а затем тухнет. Это может произойти в том случае, если машина поднимается или останавливается при резком подъеме/наклоне соответственно. При этом масло можно перелить в один из объемов картера — передний или задний. И если датчик уровня масла окажется на его противоположном конце — это автоматически станет причиной того, что на ходу загорается лампочка масла. Аналогичная ситуация при езде с боковым креном или при резком торможении (хотя в последнем случае это маловероятно, и причины, почему при торможении загорается лампочка масла, мы рассмотрим чуть дальше). Если после возвращения корпуса тела в нормальное горизонтальное положение лампочка тухнет — значит, это ваш случай, и в картере двигателя мало масла.

ситуации отрицательно влияют на работу двигателя и отдельные его элементы. Чаще всего в данном случае ломается пружина клапана. Или же она растягивается от изношенности или низкого качества стали, из которой она сделана. Другой вариант — со временем клапан просвета засоряется. Особенно это актуально в том случае, если в машину залито некачественное грязное масло или масляный фильтр уже очень изношен. При выводе из строя редукционного клапана при повышении оборотов двигателя давление масла резко увеличивается.

Неисправный уровень датчика масла . Возможны два варианта. Первый, актуальный для рассматриваемой проблемы, — при выводе его из строя лампочка масла постоянно горит. Это означает, что залип его ползунок (чаще всего «нахлебался» масла и утонул) или произошла другая поломка (зависит от конструкции датчика). Причиной этого является тот факт, что лампочка давления масла горит постоянно.

Другой, противоположный случай, который, правда, не актуален в данной теме, заключается в том, что датчик никак не реагирует на уровень масла. Соответственно, при критическом его снижении водитель не замечает этого, если вручную, с помощью щупа, не проверять количество смазки в картере. Такая ситуация чревата приводит к полному выходу двигателя из строя.

Стоит отметить, что датчик уровня масла — достаточно надежное устройство, поэтому выходит из строя он достаточно редко. И развиваются эти уже старые устройства или устройства, установленные на старых машинах (например, популярная ВАЗ-классика и аналогичные им отечественные автомобили). В современных иномарках такая поломка встречается редко.

Неисправный датчик давления масла . Иногда возникают ситуации, когда, например, зимой в морозную погоду, если двигатель не прогреется, то он буквально «пробивает» датчик и тот начинает течь. Соответственно, и неправильно показывает давление. По этой причине зимой всегда нужно прогревать движок перед поездкой, хотя многие автопроизводители полагают, что такая процедура для современного авто не нужна.

Пример забитого масло приемника.
Пример забитого масло приемника.

Забитая сеточка масляного насоса . Эта ситуация аналогична той, которая была описана с масляным фильтром. В случае ее засорения через сетку проходит меньшее количество масла, чем должно, что приводит к уменьшению давления в системе и снижению его уровня. Кроме этого, в такой ситуации масляный насос работает на износ, что значительно снижает его ресурс.

Неисправный масляный насос . Эти устройства бывают разных типов — шестеренные, вакуумные, роторные. От этого напрямую будут защищать и защищать, по которому он вышел из строя. Но в любом случае, при неработающем масляном насосе давление в системе не будет поддерживаться, а значит, будет увеличиваться и лампочка масла.

Утечка масла . Чаще всего масло утекает из-под различных прокладок и уплотнительных колец. Также утечками могут быть патрубки, масляные магистрали, пробой прокладки ГБЦ (при этом часто происходят перемешивания масла и антифриза) и так далее. Если масло утекает из системы в больших объемах, это автоматически приводит к ситуации, когда давление в ней падает, о чем будет сигнализировать соответствующая лампочка на приборной панели.

Забитые масляные каналы в двигателе . Многие современные моторы иномарок конструкционно изготовлены таким образом, что диаметр их масляных каналов достаточно мал (например, это актуально для многих современных двигателей, используемых на машинах, выпущенных концерном VAG). Поэтому для них необходимо использовать масла соответствующего качества, которые будут достаточно вязкими и не будут запитывать каналы, тем самым максимально ограничивая их проходимость. Кроме того, такие машины необходимо заправлять в качестве топлива, чтобы израсходовать их горение, попадание в незначительное количество масла, а также не забивать масляные каналы.

проявляется износ цилиндра/поршней двигателя . Это случается у старых двигателей и моторов, которым давно не делали капитальный ремонт. При деформации стенок баллона в так называемом угаре остается гораздо большее количество масла, чем требуется в документации. Соответственно, при подаче порогового низкого значения масла в двигателе загорается контрольная лампа. И даже если долить некоторое количество смазывающей жидкости, то вскоре она опять загорится. Поэтому моторам таким образом необходимо выполнить «капиталку», то есть есть комплексный ремонт .

Попадание в масло бензина или антифриза . Обычно это происходит, когда из конструкции выходит прокладка головки блока цилиндров. При этом антифриз может попасть в масло, и оно потеряет свои вязкостные характеристики. Часто внешне это выражается в подаче «уходом» охлаждающей жидкости из системы, а также может иметь место отвод белого дыма из выхлопной трубы .

Что делать, когда горит лампочка масла

Теперь, когда мы имеем серьёзные причины, почему может загораться лампочка уровня масла, можно перейти к вопросу о том, что делать в такой ситуации. В первую очередь необходимо понимать, что конкретное действие прямого признания от причины, в которой сложилась эта ситуация. Поэтому приведем алгоритмы действий в той же последовательности, что и причина.

Низкий уровень масла . Последовательность действий зависит от ситуации, в которой горит красная лампочка масла. Самый простой вариант — она загорелась в гараже или на стоянке, когда был включен двигатель. В этом случае нужно снова заглушить двигатель, открыть капот и с помощью щупа измерить уровень масла в картере. Если его недостаточно, то нужно просто долить смазки примерно на 90…95% между отметками MIN и MAX ( до самых краев тоже заливать не нужно , это вредно для масляной системы).

Доливать желательно ту же наименьшую смазывающую жидкость, что и была залита ранее. Для этого лучше всегда иметь в канистре остатки масла, которое было залито при замене. Смешивание масел допускается, но нежелательно. И если вы применяете масла одинаковой вязкости и типа, но разных марок — это еще полбеды, но если вы применяете масла разных вязкостей, и тем более разных типов (например, синтетическое и полусинтетическое масло), то в таком составе время движения ездить нежелательно. При первой же возможности лучше заменить смазочный состав двигателя, предварительно выполнив его промывку с помощью специального промывочного масла .

Обратите внимание, что в некоторых случаях лучше не доливать, а полностью заменить залитое масло. В первую очередь это ситуация, когда подошло время замены масла по регламенту.

Если же желтая лампочка масла загорелась во время езды по городу или по трассе и горит на постоянной основе, то действия тут аналогичны. Необходимо остановиться в безопасном месте (на обочине, парковке), выждать несколько минут с темой, чтобы масло немного остыло, а его движение по системе ограничилось. Далее следует с помощью щупа проверить его уровень. Если есть, что долить — значит, нужно это сделать. Если нет — нужно как можно раньше направиться в автомагазин или автосервис и купить (заменить) там нужное моторное масло. Однако ехать при этом нужно в легком режиме двигателя, то есть, на средних оборотах и с небольшой скоростью. Если лампа загорелась на трассе далеко, а до магазина еще, то в крайнем случае в моторное масло можно добавить другие маслянистые жидкости, например, растительное масло, употребляемое в пищу или другой состав. Но, конечно же, после этого, при первой же возможности такую жижу надо будет слить и промыть масляную систему.

-4

Естественно, что в таких условиях по проводам будут следовать некорректные сигналы. Если ревизия не помогла — поменяйте датчик на новый. Если у вас нет опыта выполнения соответствующих работ — лучше отдать машину в автосервис на обслуживание.

Неисправный датчик давления масла . Тут ситуация аналогична. Требуется его адаптивная ревизия. Работоспособность можно проверить с помощью мультиметра и/или манометра. Как правило, если сработал датчик из строя — то его нужно лишь заменить, ремонт, к сожалению, он не предусмотрен. Параллельно нужно посмотреть, не слетела ли она с контакта с его электрической клеммой, то есть, подсоединен ли датчик к электрической/сигнальной системе автомобиля, подаются ли от него сигналы на ЭБУ.

Забитая сеточка масляного насоса . Необходимо демонтировать ее и отчистить, после чего установить на место. При этом обязательно необходимо оценить состояние масла и общего масляного насоса. Если масло грязное, фильтр забитый — необходимо поменять и то и другое.

Неисправный масляный насос . Вне зависимости от его конструкции необходимо проверить, как он работает, а также эффективность оборудования. В случае выявления неисправностей насос необходимо демонтировать и отремонтировать. Если сделать это не удалось — значит, данный узел предусматривает полную замену. Если вы не в состоянии самостоятельно отремонтировать масляный насос, имеет смысл обратиться за помощью в автосервис.

В данном ключе возможна ситуация, что масляный насос исправен, однако его технические параметры рассчитаны на прокачку им масла с другой вязкостью. Есть, возможная ситуация, когда автовладелец залил моторное масло не той вязкости, которое рекомендует автопроизводитель. Если смазывающая жидкость будет очень густой (более вязкой или очень загрязненной), то насос может не справиться с ее прокачкой, соответственно, давление в системе будет меньше, чем положено. Это не только приводит к тому, что на приборной панели загорается лампочка масла, но и при работе насоса в экстремальном режиме, что автоматически снижает его ресурс и подвергает риску преждевременного выхода из строя.

Утечка масла из системы . Если вы постоянно сталкиваетесь с проблемой, когда двигатель «подъедает» масло , то необходимо найти причину, куда оно может деваться. В каждом автомобиле есть так называемый «нормальный» расход, о котором говорится прямо в документации. Однако при увеличении этого значения необходимо корректировать коррекцию. Для этого необходимо осмотреть элементы топливной системы, проверить состояние цилиндров и поршней, состояние прокладок ГБЦ и самой головки, проверить наличие масляных пятен на элементах двигателя, не меняется масло с антифризом и так далее. Чаще всего течи возникают из-под различных уплотнений и сальников. В случае, если вы не в состоянии или не хотите заниматься частными работами — обратитесь за помощью в автосервис, мастер выполнит эту работу за вас.

-5

Причиной того, что лампочка загорелась после замены масла. Помните, что фильтр обязательно нужно менять при замене смазывающей жидкости . Если вы проехали совсем немного после замены — то можно заменить этот узел на новый. Если же километраж уже достаточно большой — лучше произвести замену масла снова и уже вместе с установкой масляного фильтра. Аналогичная ситуация может произойти, если новый масляный фильтр был недостаточно плотно закручен (нужно соблюдать значение, узнать его можно в технической документации к машине) или быть замкнутым бракованным.

При пуске двигателя в сильные морозы лампочка масла может загореться на несколько первых секунд, а потом погаснуть . Вызвано это тем, что при низких температурах масло очень густеет и масляному насосу тяжело прокачивать его по системе, поэтому в ней создается недостаточное давление (также как и разрежение), что воспринимается соответствующим датчиком как неисправность. Однако через несколько секунд/минута масло восстанавливает текучесть и давление в системе нормализуется, поэтому датчик фиксирует это, передавая сигнал на ЭБУ, и лампочка тухнет. Обратите внимание, что всегда необходимо выбирать масло не только в соответствии с рекомендациями автопроизводителя (обычно допускается использование масел с некоторыми смешанными вязкостями), но и в соответствии с правилами эксплуатации машины. В частности, речь идет о низкотемпературной вязкости. Аналогичная ситуация может возникнуть после длительной стоянки на месте без запуска двигателя (например, несколько месяцев), особенно машины, если в карте находится старое (грязное) масло.