Найти тему
Газета "Культура"

Культурная карма

Оглавление

Материал опубликован в №11 печатной версии газеты «Культура» от 30 ноября 2023 года

Система, которая за тридцать лет не произвела в литературе ни одного имени мирового масштаба, будет пытаться защищаться, дабы воспроизводить именно то, что она умеет

Схожие ощущения двойственности происходящего посещали на форуме и меня. С одной стороны, все правильно — максимальный, очень сильный, наш русский замах. Заявления о том, что Россия готова создать ни много ни мало глобальную альтернативную культурную площадку. С другой стороны, неизбежный вопрос: а что мы, пропитавшиеся за три десятилетия, как несвежим запахом, американской масс-культурой, можем сегодня альтернативного предложить? В смысле не Чайковского и Толстого — а нового, актуального и притом настолько сильного и мощного, что это способно увлечь по крайней мере те пятьдесят с лишком стран, что прислали на форум официальные делегации?

И здесь мы подходим к главному — если за последние тридцать лет Россия так и не смогла явить миру сонм подобных «альтернативных» культурных небожителей, повторить свой глобальный культурный успех XIX–XX столетий, по какой причине она сможет сделать подобное в обозримое историческое время?

Начнем с того, что литература во властных кабинетах, судя всему, вообще не считается сегодня чем-то достойным и стоящим внимания. Можно вспомнить упразднение Роспечати — отдельного заведовавшего литературой ведомства, и передачу его функций в Минцифры (как символично). Почему, спрашивается, не в Минэнерго? Да и вообще — государство очень давно ушло с книжного рынка, тут не найти ни одного более-менее крупного госиздательства. Все это наложилось на сетевую революцию и появление тысяч интернет-графоманов, на фоне общего интеллектуального и духовного оскудения фактически заменивших собой класс писателей. Как рулит литературным процессом во всей этой «информационной каше» частный бизнес, вы можете узнать из напечатанного в этом номере интервью шеф-редактора издательства «РИПОЛ классик» Татьяны Соловьевой (см. ссылку). Если свести к одной фразе — частному бизнесу все равно, что издавать, главное, чтоб покупали: «Мы знаем, что каждую осень выходят новый айфон и новый роман Пелевина. И нам не нужно знать, о чем роман Пелевина и где он издан». Каким-то неотвратимым древнегреческим роком или Оруэллом от этого веет, право слово. Пока жив Пелевин и пока производят айфоны, вы будете покупать именно их!

Недавно один из членов жюри премии (а их там всего пятеро), литератор Павел Басинский на страницах «Российской газеты» (учредитель — Правительство РФ) в лучших традициях кота Леопольда призвал не осуждать уехавших из страны литераторов, а, условно говоря, понять и простить их. Тех самых иноагентов и т.д., что так или иначе поддерживают киевский режим и жаждут нашей капитуляции, а то и государственного расчленения. В заметке присутствует оговорка по Фрейду — г-н Басинский высмеивает некоего литератора-патриота, мечтающего упразднить прежние литературные премии и учредить собственную, чтобы самому ее и получить.