Найти в Дзене
Кинолюбитель

Альфонсо Куарон: режиссёр, подаривший лучшую экранизацию «Гарри Поттера»

28 ноября 2023 года талантливому мексиканскому режиссёру Альфонсо Куарону исполнилось 62 года. Вошедший в киноиндустрию с независимым кино, смог привлечь внимание Академии и продюсеров, за что получил возможность воплотить на экране третью книгу Джоан Роулинг о Мальчике, Который Выжил. Давайте пройдёмся по фильмографии Альфонсо Куарона. 1. Маленькая принцесса (1995) За девять лет до своего участия в эпопее о Гарри Поттере Куарон уже потренировался в экранизации сказки, сняв для Warner Bros. «Маленькую принцессу». Основанный на романе детской писательницы Фрэнсис Бернетт, фильм повествует о судьбе девочки из высшего общества, вынужденной в ожидании ушедшего на войну отца пройти через бедность и общественное презрение.
Подобно своему соотечественнику и другу Гильермо дель Торо, Куарон убедительно переплетает магию воображения со страшной повседневностью, чтобы рассказать красивую историю о всепобеждающей силе любви и вере в чудо. Впрочем, может быть, даже чересчур красивую: слащавый хеп
Оглавление

28 ноября 2023 года талантливому мексиканскому режиссёру Альфонсо Куарону исполнилось 62 года. Вошедший в киноиндустрию с независимым кино, смог привлечь внимание Академии и продюсеров, за что получил возможность воплотить на экране третью книгу Джоан Роулинг о Мальчике, Который Выжил. Давайте пройдёмся по фильмографии Альфонсо Куарона.

1. Маленькая принцесса (1995)

-2

За девять лет до своего участия в эпопее о Гарри Поттере Куарон уже потренировался в экранизации сказки, сняв для Warner Bros. «Маленькую принцессу». Основанный на романе детской писательницы Фрэнсис Бернетт, фильм повествует о судьбе девочки из высшего общества, вынужденной в ожидании ушедшего на войну отца пройти через бедность и общественное презрение.

Подобно своему соотечественнику и другу Гильермо дель Торо, Куарон убедительно переплетает магию воображения со страшной повседневностью, чтобы рассказать красивую историю о всепобеждающей силе любви и вере в чудо. Впрочем, может быть, даже чересчур красивую: слащавый хеппи-энд «Маленькой принцессы» кажется очевидным компромиссом художника со студией. Да и в целом Куарон для маленьких девочек – наименее привлекательный вариант из нашего списка.

2. Большие надежды (1998)

-3

Удивительно, но целую половину своей карьеры режиссёр посвятил литературным экранизациям. Сразу после «Маленькой принцессы» Куарон вместе со сценаристом Митчем Глейзером взялся за переосмысление популярного романа Чарльза Диккенса на современный лад: действие перенёс в наше время, Пипа-кузнеца сделал Финном-художником, а многие сюжетные линии романа выкинул за ненадобностью. И действительно, зачем современному зрителю все эти страсти Викторианской эпохи? Вот только вместе с ними из фильма исчезла и вся критика, которой славилась книга, и из руин остросоциального романа получилась рафинированная мелодрама. В итоге создателям этой стилистически безупречной ленты хочется задать лишь один вопрос: и к чему всё это было?

3. Дитя человеческое (2006)

-4

Не так уж много фильмов Куарон снял за всю свою карьеру, однако экранизация антиутопического романа «Дитя человеческое» умудрилась занять особое место в фильмографии режиссёра. С момента выхода в прокат лента обросла культовой славой и прописалась во многих топах лучших фильмов 21 века, а ни одно обсуждение современной кинофантастики теперь не обходится без её упоминания.

Сделан фильм донельзя эффектно и может похвастаться множеством изобретательных экшен-сцен: чего стоит одна погоня в лесу. Но при этом сам экранный мир и его герои получились у Куарона очень уж схематичными, а увлекательно начавшийся сюжет быстро уходит в сторону иносказания, где за каждым поворотом таится символический подтекст.

4. Гравитация (2013)

-5

Еще более амбициозной картиной стала «Гравитация» – высокобюджетный космический триллер с участием всего двух актёров. Он собрал в прокате более 700 млн. долларов и выиграл семь «Оскаров», включая приз за режиссуру. Как и предыдущие картины Куарона, это вновь технически блистательное кино: спецэффекты, из которых на 90% состоит фильм, собирались на компьютере в течение трёх лет; для съёмок в невесомости была построена специальная установка, в которой отважная Сандра Баллок висела по 10 часов в день; наконец, грандиозная открывающая сцена на орбите, длящаяся 13 минут без единой склейки, оказалась до того сложна, что её снимали на протяжении нескольких месяцев, чтобы соответствовать действительности.

И при этом более претенциозного фильма на космическую (и не только) тематику ещё стоит поискать. История рассказана одними намёками, биографии героев – туманны, а фабулу картины можно описать одним предложением. «Гравитация» – обо всём и ни о чём одновременно, и за её производственными подвигами видится не грандиозный идейный замысел, а пожимающий плечами режиссёр: «Понимайте, как хотите».

5. Гарри Поттер и узник Азкабана (2004)

-6

Несмотря на низкие кассовые сборы, для фанатов «самый мрачный фильм» из серии о Гарри Поттере – до сих пор одна из любимейших частей франшизы. Оно и неудивительно: после Криса Коламбуса мексиканский режиссёр стал первым, кто решился заговорить с аудиторией по-взрослому и привлечь в мир Роулинг вдумчивого зрителя.

Куарону надо отдать должное как минимум за смелость подхода к столь обожаемому материалу: он экранизирует детскую книжку преимущественно в угрюмых тонах и затрагивает непростые темы подростковых страхов. Пожалуй, оборотни, дементоры и боггарты ни до этого, ни после не были такими пугающими и завораживающими одновременно. А сама серия про Мальчика-Который-Выжил, кажется, именно после «Узника Азкабана» вышла за рамки детского утренника и приобрела статус игрового кино для всех возрастов.

6. Любовь во время истерии (1991)

-7

Говорят, на стыке противоположностей рождается истина. Вот и в дебютной картине Альфонсо Куарона на пересечении двух жанров – фарсовой комедии и драмы – внезапно вырос трогательный сюжет о человеке в поисках глубинного чувства. Куарон, написавший сценарий в соавторстве с братом, драматургически безупречно обманывает зрительские ожидания и придумывает фантастические допущения, чтобы рассказать живую, полную страсти историю о столкновении бабника с трансформирующей его силой любви. А впечатляющие панорамы Мехико, снятые другим дебютантом, Эммануэлем Любецки, ознаменовали начало одного из самых изобретательных творческих союзов в современном кино.

7. Рома (2018)

-8

После оглушительного успеха «Гравитации» немного странно смотреть фильм от Альфонсо Куарона, снятый в простой монохромной гамме, без голливудских лиц в кадре и сюжетного напряжения. Впрочем, выпущенный Netflix исторический опус режиссёра, во многом основанный на его собственном детстве, неспроста завоевал «Золотого льва» в Венеции и считается одним из главных фильмов 2018 года.

Под видом тихой истории из жизни мексиканской служанки в 70-х годах прошлого века Куарон снимает самое что ни на есть большое кино – эпос о течении времени, которое, подобно накатывающим волнам, оставляет после себя лишь память о произошедшем. Бесконечно красивая, нежная и, подобно свой героине Клео, деликатная «Рома» – картина, каких сегодня больше не делают, и потому достойная всех наград.

8. И твою маму тоже (2001)

-9

Устав от производственных размахов и неверного блеска Голливуда, в начале века Куарон вернулся на родину, чтобы за небольшие деньги и в простой эстетике роуд-муви реализовать сюжет, придуманный им ещё до поступления в киношколу – и незаметно для всех снял свой лучший фильм. «И твою маму тоже», рассказывающий о путешествии двух друзей в компании замужней женщины по Мексике в поисках несуществующего райского пляжа, – это одновременно и провокативное кино о взрослении, полное интимных сцен, и вдумчивое наблюдение за судьбой страны, меняющейся, подобно героям, в непредсказуемом направлении. Но главное, что доказал этот фильм, сделавший звездами молодых Диего Луна и Гаэля Гарсия Берналя и запустивший карьеру самого Куарона на новый виток, – для того, чтобы снять выдающееся кино, по-настоящему необходимо лишь страстное рвение.