28 ноября 2023 года талантливому мексиканскому режиссёру Альфонсо Куарону исполнилось 62 года. Вошедший в киноиндустрию с независимым кино, смог привлечь внимание Академии и продюсеров, за что получил возможность воплотить на экране третью книгу Джоан Роулинг о Мальчике, Который Выжил. Давайте пройдёмся по фильмографии Альфонсо Куарона.
1. Маленькая принцесса (1995)
За девять лет до своего участия в эпопее о Гарри Поттере Куарон уже потренировался в экранизации сказки, сняв для Warner Bros. «Маленькую принцессу». Основанный на романе детской писательницы Фрэнсис Бернетт, фильм повествует о судьбе девочки из высшего общества, вынужденной в ожидании ушедшего на войну отца пройти через бедность и общественное презрение.
Подобно своему соотечественнику и другу Гильермо дель Торо, Куарон убедительно переплетает магию воображения со страшной повседневностью, чтобы рассказать красивую историю о всепобеждающей силе любви и вере в чудо. Впрочем, может быть, даже чересчур красивую: слащавый хеппи-энд «Маленькой принцессы» кажется очевидным компромиссом художника со студией. Да и в целом Куарон для маленьких девочек – наименее привлекательный вариант из нашего списка.
2. Большие надежды (1998)
Удивительно, но целую половину своей карьеры режиссёр посвятил литературным экранизациям. Сразу после «Маленькой принцессы» Куарон вместе со сценаристом Митчем Глейзером взялся за переосмысление популярного романа Чарльза Диккенса на современный лад: действие перенёс в наше время, Пипа-кузнеца сделал Финном-художником, а многие сюжетные линии романа выкинул за ненадобностью. И действительно, зачем современному зрителю все эти страсти Викторианской эпохи? Вот только вместе с ними из фильма исчезла и вся критика, которой славилась книга, и из руин остросоциального романа получилась рафинированная мелодрама. В итоге создателям этой стилистически безупречной ленты хочется задать лишь один вопрос: и к чему всё это было?
3. Дитя человеческое (2006)
Не так уж много фильмов Куарон снял за всю свою карьеру, однако экранизация антиутопического романа «Дитя человеческое» умудрилась занять особое место в фильмографии режиссёра. С момента выхода в прокат лента обросла культовой славой и прописалась во многих топах лучших фильмов 21 века, а ни одно обсуждение современной кинофантастики теперь не обходится без её упоминания.
Сделан фильм донельзя эффектно и может похвастаться множеством изобретательных экшен-сцен: чего стоит одна погоня в лесу. Но при этом сам экранный мир и его герои получились у Куарона очень уж схематичными, а увлекательно начавшийся сюжет быстро уходит в сторону иносказания, где за каждым поворотом таится символический подтекст.
4. Гравитация (2013)
Еще более амбициозной картиной стала «Гравитация» – высокобюджетный космический триллер с участием всего двух актёров. Он собрал в прокате более 700 млн. долларов и выиграл семь «Оскаров», включая приз за режиссуру. Как и предыдущие картины Куарона, это вновь технически блистательное кино: спецэффекты, из которых на 90% состоит фильм, собирались на компьютере в течение трёх лет; для съёмок в невесомости была построена специальная установка, в которой отважная Сандра Баллок висела по 10 часов в день; наконец, грандиозная открывающая сцена на орбите, длящаяся 13 минут без единой склейки, оказалась до того сложна, что её снимали на протяжении нескольких месяцев, чтобы соответствовать действительности.
И при этом более претенциозного фильма на космическую (и не только) тематику ещё стоит поискать. История рассказана одними намёками, биографии героев – туманны, а фабулу картины можно описать одним предложением. «Гравитация» – обо всём и ни о чём одновременно, и за её производственными подвигами видится не грандиозный идейный замысел, а пожимающий плечами режиссёр: «Понимайте, как хотите».
5. Гарри Поттер и узник Азкабана (2004)
Несмотря на низкие кассовые сборы, для фанатов «самый мрачный фильм» из серии о Гарри Поттере – до сих пор одна из любимейших частей франшизы. Оно и неудивительно: после Криса Коламбуса мексиканский режиссёр стал первым, кто решился заговорить с аудиторией по-взрослому и привлечь в мир Роулинг вдумчивого зрителя.
Куарону надо отдать должное как минимум за смелость подхода к столь обожаемому материалу: он экранизирует детскую книжку преимущественно в угрюмых тонах и затрагивает непростые темы подростковых страхов. Пожалуй, оборотни, дементоры и боггарты ни до этого, ни после не были такими пугающими и завораживающими одновременно. А сама серия про Мальчика-Который-Выжил, кажется, именно после «Узника Азкабана» вышла за рамки детского утренника и приобрела статус игрового кино для всех возрастов.
6. Любовь во время истерии (1991)
Говорят, на стыке противоположностей рождается истина. Вот и в дебютной картине Альфонсо Куарона на пересечении двух жанров – фарсовой комедии и драмы – внезапно вырос трогательный сюжет о человеке в поисках глубинного чувства. Куарон, написавший сценарий в соавторстве с братом, драматургически безупречно обманывает зрительские ожидания и придумывает фантастические допущения, чтобы рассказать живую, полную страсти историю о столкновении бабника с трансформирующей его силой любви. А впечатляющие панорамы Мехико, снятые другим дебютантом, Эммануэлем Любецки, ознаменовали начало одного из самых изобретательных творческих союзов в современном кино.
7. Рома (2018)
После оглушительного успеха «Гравитации» немного странно смотреть фильм от Альфонсо Куарона, снятый в простой монохромной гамме, без голливудских лиц в кадре и сюжетного напряжения. Впрочем, выпущенный Netflix исторический опус режиссёра, во многом основанный на его собственном детстве, неспроста завоевал «Золотого льва» в Венеции и считается одним из главных фильмов 2018 года.
Под видом тихой истории из жизни мексиканской служанки в 70-х годах прошлого века Куарон снимает самое что ни на есть большое кино – эпос о течении времени, которое, подобно накатывающим волнам, оставляет после себя лишь память о произошедшем. Бесконечно красивая, нежная и, подобно свой героине Клео, деликатная «Рома» – картина, каких сегодня больше не делают, и потому достойная всех наград.
8. И твою маму тоже (2001)
Устав от производственных размахов и неверного блеска Голливуда, в начале века Куарон вернулся на родину, чтобы за небольшие деньги и в простой эстетике роуд-муви реализовать сюжет, придуманный им ещё до поступления в киношколу – и незаметно для всех снял свой лучший фильм. «И твою маму тоже», рассказывающий о путешествии двух друзей в компании замужней женщины по Мексике в поисках несуществующего райского пляжа, – это одновременно и провокативное кино о взрослении, полное интимных сцен, и вдумчивое наблюдение за судьбой страны, меняющейся, подобно героям, в непредсказуемом направлении. Но главное, что доказал этот фильм, сделавший звездами молодых Диего Луна и Гаэля Гарсия Берналя и запустивший карьеру самого Куарона на новый виток, – для того, чтобы снять выдающееся кино, по-настоящему необходимо лишь страстное рвение.