На старом автовокзале (70-е годы), сколько помню себя, была полная демократия, особенно на рейс Сумгаит - Баку. Хочешь, приобретай билет в кассе, не хочешь – не приобретай.
И водители с удовольствием брали на себя эту нелегкую обязанность – брать с пассажиров деньги за проезд. Единственное неудобство от этой демократии - иногда возникающие стычки между пассажиром, купившим билет и безбилетником. Но здесь решающее слово в споре оставалось за водителем:
- Не хочешь стоять в очереди за билетом возле кассы, придется стоять в автобусе.
Количество пассажиров в автобусе тоже зависело от водителя. Водитель маршрутного городского автобуса разрешал прокатиться всем желающим.
А водитель междугородного рейса не позволял пассажирам такой роскоши.
На таком, внутригородском транспорте, как трамвай и троллейбус, была тоже демократия…
Ну, какие билеты? О чем вы говорите? Вы когда-нибудь видели, чтобы контроллеры по крышам трамвая ходили?
Более того, поднятием руки вверх любой житель города и его гости могли остановить трамвай или троллейбус в любом месте между остановками. Жители старались жить по принципу: все для человека!
Поэтому, когда такого человека на просторах нашего бывшего Союза упрекали в отсталости, он с возмущением и гордостью отвечал:
- Почему «с гор спустился»? Я в городе живу, где дома трехэтажные и трамваи ходят! (см. ссылку в конце).
В 70-х годах прошлого века в народе ходила байка об одном хитрожопом пассажире, который эту демократию стал использовать в корыстных целях. Билет до Баку (и обратно) стоил 50 копеек. Безбилетные пассажиры расплачивались за проезд с водителем по прибытии в пункт назначения.
Я предполагаю, что водители маршрута Сумгаит – Баку работали в две смены. Первый рей в 6 утра, а последний из Баку в 10 вечера. Водители, пришедшие утром на работу не имели в кармане мелких денег в размере ста рублей. Да и крупной купюрой тоже. Зарплата инженера была 120 руб…
Так вот, вышеупомянутый пассажир накопил сто рублей и поменял их на одну купюру номиналом в сто рублей (самая крупная купюра того времени).
И по приезде в Баку этот пассажир протягивал водителю 100 рублей. У водителя, конечно, в столь ранний час не находилось сдачи в таком размере. Менять такую купюру утром было негде и некогда… И водитель, скрепя сердцем, отпускал пассажира без оплаты проезда.
Когда этот пассажир «достал» водителей своей простотой, у одного из них возникла идея, в народе называемая «на хитрую жопу есть хрен с винтом». Водитель не поленился, насобирал 99 рублей и 50 копеек медной монетой номиналом в 1, 2, 3, 5 копеек. Я напомню тому, кто забыл или не знает: вес медных монет соответствовал их номиналу. То есть: 1гр. 2гр….5грамм. Простая арифметика подсказывает, что 100 рублей в медных монетах будет весить 10кг. (ведро воды, к примеру).
Прим. Иногда вечерний посетитель магазина мог видеть как просящий милостыню человек менял медные монеты (свой дневной заработок) на бумажную купюру, предварительно взвесив их на весах.
Но, вернемся к нашему автовокзалу.
Настал момент, когда хитроумный пассажир, протянув водителю 100 рублей, получил десятикилограммовую сдачу… и совет:
- В любом ближайшем магазине есть весы или можешь пересчитать, не взвешивая, в мешочке 99 рублей 50 копеек…
Прим. Желаете еще о национальной особенности? кликните по ссылке:
Ара! Цивилизованный ты сам! – взорвался стоявший в толпе оскорбившийся
#СССР #национальная особенность #позитив #юмор