Ушел из жизни знаменитый политик Генри Киссинджер; он прожил 100 лет. И это не единственный случай долголетия человека, который не слишком заботился о своем долголетии. Других забот хватало. Сейчас речь не о том, каким политическим деятелем он был. А о его долголетии.
"Долголетие моего отца кажется чудом, особенно если учесть его отношение к собственному здоровью в течение всей сознательной жизни. Его режим состоял из диеты, в значительной степени состоявшей из братвурста и венских шницелей, напряженной карьеры, во время которой приходилось принимать тяжелейшие решения, и любви к спорту, но лишь в качестве болельщика — сам он им никогда не занимался", - в прессе есть эти слова сына Генри Киссинджера.
И простые народные методы он тоже использовал. Я с детства помню, как ученые с мировым именем, в том числе, профессора медицины, заваривали травы, которые им давала деревенская травница. И сами собирали, сушили на даче. Увлекались эбонитовым кругом, прибором для "серебрения" воды, облепиховым маслом, бальзамом "Звездочка", аппликатором Кузнецова... А некоторые интересовались йогой, - в те далекие годы. И делали упражнения.
Это бодрило, увлекало, поддерживало. И над картошкой дышали. И горчичники ставили. Хотя сейчас говорят, что это все бесполезно и ненаучно. Но эти люди прожили долго. И некоторые до сих пор живы, - хотя совсем старенькие. За девяносто, как одному замечательному академику.
И мои дедушка и бабушка прожили за девяносто. И тоже использовали народные простые методы, знакомые с детства. Не вместо медицинского лечения, а вместе с ним. Или для оздоровления. Ведь здоровье проще сохранить, чем восстановить. Поддержать.
Киссинджер говорил о том, что слишком заботиться об оболочке нет резона. Это важно - оболочка. Но важнее смысл, ради которого она существует. Ради чего ты живешь? Каковы смыслы твоего существования, твоей борьбы за жизнь? В чем движущая сила твоего бытия? Вот об этом важно помнить. И не утрачивать смысл.
Нет общего рецепта долголетия. Но у каждого долгожителя есть собственный рецепт. И собственные взгляды на жизнь. И есть у них общее: они не тряслись болезненно над здоровьем. Поддерживали его. Лечились, когда было нужно лечиться. Не пренебрегали медициной. Но имели смыслы жизни, смыслы борьбы, пусть и непонятные другим, иногда - казавшиеся мелкими, незначительными. Детей на ноги поставить. Родителя не расстроить своим уходом. Дом построить и сад вырастить.
Здоровье надо беречь. Это великий дар - наше тело. Оболочка. Наш земной ослик, как говорил Августин Блаженный. Но нужен смысл. Обязательно нужен.
И этот смысл должен быть положительным. Даже если человек совершает ошибки, если иногда идет не в ту сторону, а потом снова находит путь, - смысл должен быть положительным.
И надо найти свой смысл. Ощутить его. Сказать себе искренне и ясно, ради чего мы боремся и живем. И такое прояснение смысла наполняет силой. Об этом знали великие философы и психологи. И многие долгожители...
Анна Кирьянова