Найти тему
Сергей Михеев

Важно правильные слова постепенно воплощать в правильных делах

Владимир Путин по видеосвязи выступил на Всемирном Русском Народном Соборе, сделав ряд важнейших заявлений, в том числе о единой суверенной России. Он сказал, что «битва России за суверенитет и справедливость носит национально-освободительный характер. Без русских как этноса нет и не может быть России и русского мира. Быть русским - это прежде всего ответственность за сбережение России. Русские - это больше, чем национальность, в том числе культурная и историческая идентичность. Суверенное развитие России и экономики должно быть справедливым для всех граждан, но речь не идет об уравниловке». Политологи комментировали речь президента, и несколько мнений сошлись в одном, что президент говорил о «русском повороте» во всей политике страны.

Сергей Михеев: Давно пора, это как «бальзам на душу» для меня. Я об этом говорил несколько десятков лет с 2000-х годов. Россия является единственным выражением русских в историческом процессе. Если русские перестанут ощущать себя народом и не будут нести ответственность за судьбу России, то страна развалится на множество кусков. В 2000-е и даже в 2010-е годы, когда начинал об этом говорить или писать, то заслуживал себе неприятные эпитеты, на меня набрасывались. Говорили: «Никаких русских нет! Кто они такие? Это просто смесь кого-то с чем-то! Да и куда они делись? Мои друзья такие, а где русские?» Я всегда твёрдо стоял на одной и той же позиции - без русских России не будет. Спрашивали: «Вы так говорите - это может быть обидно для людей другой национальности». Мне кажется, ничего обидного нет. Если я говорю татарину, что он татарин, а мордвину, что он мордвин, что в этом оскорбительного? А если я говорю про русских, то «оскорбительно». Ложь, фальсификация, манипуляция!

Это всегда было политикой тех, кто хотел, чтобы Россия стала как можно менее русской страной для того, чтобы её развалить. Как только русский народ перестанет себя ассоциировать с Россией как со своей исторической родиной, от России ничего не останется. Люди других национальностей, которые поумнее, прекрасно это понимают: если русские уйдут, начнется война всех против всех, а от огромной страны, которая тысячелетиями играет мощную роль на всей мировой политической арене, ничего не останется, и всем будет только хуже. Гражданская война начала XX века связана с полураспадом Российской империи. Потом все эти конфликты, которые являются следствием продолжения распада Советского Союза. Распад – это всегда кровь, война. Те, кто пытались о русских «ноги вытирать» и говорили, что «их нет», хотели ослабления и уничтожения России. Иногда они этого не понимали, потому что не все из них умные, а иногда понимали, и поэтому под разными предлогами стремились русских нивелировать, сделать вид, что русским быть неприлично, что русских как будто бы нет. А сейчас война началась. При уважении ко всем остальным, что будет без русских? Это первое.

Второе: по поводу русского мира, «русского поворота». Не являясь приверженцем коммунистической идеи, могу сказать, что Советский Союз мог сохраниться. Когда он распался, и в союзных республиках шли неприятные процессы, связанные с ростом национализма, Россия, если бы тогда во внешней политике начала бы практиковать идею русского мира, могла бы изменить ход событий на постсоветском пространстве. 25 млн русских, которые остались за пределами России, могли бы стать нашими надежными союзниками. Вместо этого ельцинская Россия сказала, что «нам до этих людей дела нет - все сами по себе, мы движемся в Европу, у нас есть только Российская Федерация». Ему нужно было легитимировать собственную власть, он заигрывал с нацменьшинствами, в том числе с националистическими элитами в бывших постсоветских республиках. В результате у нас были возможности по созданию пророссийских политических партий, организаций, общественных объединений, СМИ во многих странах бывшего Советского Союза, в первую очередь на Украине. Мы эти возможности упустили и сейчас имеем то, что имеем.

Могло бы быть по-другому, если бы друг другу не «пели песни» про то, что «главное – деньги, купим заводы. Этот олигарх получит столько денег, а тот – столько, и всё будет замечательно». Изначально это была теория для дураков, а люди, которые подняли на пустом месте деньги, считают себя самыми умными. Время показывает, кто умный, кто неумный, а кто может быть делал это специально. Поэтому для «русского поворота», если не сейчас, то когда? Что не означает радикального национализма. Я считаю, что радикальный экстремизм, национализм, религиозный экстремизм ведет к войне. Поэтому то, что об этом говорит президент, выступая с речью на Всемирном Русском Народном Соборе, это очень правильно, хороший знак. Не надо этого опасаться, бояться, потому что Россия при такой постановке вопроса будет только сильнее.

Еще важно правильные слова постепенно воплощать в правильных делах. На постсоветском пространстве многое, к сожалению, упущено. Если русские существуют как этнос, может быть этническим русским, которые хотели бы вернуться в Россию, стоит создать особые условия возвращения? Раз уж мы не можем их использовать там, то давайте они приедут сюда - нам люди нужны. Многие давно уехали, кто-то умер, не дождавшись этой радости, но многое еще осталось.