Найти в Дзене
Болтовня буквоеда

Трагикомедия «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи.

Оглавление
«Это простая история, но её нелегко рассказать. В ней (как в сказке) много горя и (как сказка) она полна чудес и счастья». (с) из к/ф «Жизнь прекрасна».

Здравствуйте. Я тут пересмотрел фильм «Жизнь прекрасна», снятый Роберто Бениньи в 1997 году. Первый раз я смотрел его много лет назад, и помню, что мне всё очень понравилось. Я тогда даже стихотворение по мотивам написал. Прошли годы, я пересмотрел это кино, и теперь оно чувствуется чуть глубже, чем в подростковом возрасте. Хочу о нём вам рассказать.

Итак, почему «Жизнь прекрасна» достойна вашего зрительского времени?

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
Обложка.
Обложка.

***

Сюжет. На дворе 1939 год. Народы солнечной Италии живут, словно в их стране нет никакого фашизма. Повествование ведётся от лица итальянского еврея Гвидо — простого парня, весельчака и авантюриста, который постоянно попадает в забавные передряги, но всегда выходит сухим из воды. Гвидо располагает людей к себе — у него лёгкий характер и подвижный ум, и благодаря им Гвидо моментально выкручивается из любой неприятной ситуации. Он выставляет дураками всех этих Важных и Серьёзных Дядь, вечно обсуждающих свои Важные и Серьёзные Дела.

Да уж, чего стоит хотя бы эпизод в школе! Гвидо притворился столичным инспектором Министерства образования, что приехал осматривать небольшую школу, и дурашливым поведением наш «инспектор» высмеял не только настоящих инспекторов, напыщенных и толстых, но и фашистский «Закон о защите расы»! К счастью, поступки в очередной раз сошли ему с рук.

«Для того, кто знает, какая связь существует между душевным состоянием человека и иммунитетом организма, достаточно ясно, какие фатальные последствия может иметь утрата воли к жизни и надежды». (с) Виктор Франкл.
Поначалу Гвидо постоянно дурачится и высмеивает политику правящей власти.
Поначалу Гвидо постоянно дурачится и высмеивает политику правящей власти.

Однажды Гвидо влюбляется в итальянку Дору и решает любым способом завоевать её расположение. Тут нужно отметить: у Доры уже есть жених: он хмурый как человек, итальянский как фашист и важный как чиновник. Короче, он — большая шишка в рядах чернорубашечников. Жених занимает высокое общественное положение, потому что работает в правительстве Италии. Он намерен в скором времени жениться на Доре и обеспечить ей счастливое и безбедное будущее. Но в планы фашиста вмешивается балбес и весельчак Гвидо…

Гвидо очаровывает Дору своим характером и поступками, и в итоге она передумывает выходить замуж за чиновника. Почему? Всё потому, что Дора — дура, супердура, Дора — дура, потому что Дора — дура… Эээ… Простите. Так вот. Прямо посреди званого ужина Дора садится на коня и сбегает с возлюбленным. У чиновника — дорогая машина, а у Гвидо — зелёный конь, на котором хулиганы написали слово «Еврей».

«На свете есть две «расы» людей, только две! — люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает «расовой чистотой!» То один, то другой достойный человек попадался даже среди лагерных охранников». (с) Виктор Франкл.
Дора и Гвидо. Первая встреча.
Дора и Гвидо. Первая встреча.

Сердцу не прикажешь, и потому Дора предпочла выбрать рай с любимым в шалаше. У счастливой семейной пары в скором времени появляется ребёнок. Так закачивается первая (условно комедийная) часть фильма.

Вторая часть резко меняет тон повествования. Цветастые пейзажи, юмор и комедия положений растворяются в сером небе и бетонных стенах концентрационных лагерей, куда привозят итальянских евреев для их дальнейшего уничтожения.

Историческая справка:
Несмотря на антисемитский характер итальянского фашизма, массовых гонений на евреев и тем более их систематических убийств в Италии не было вплоть до ареста Бенито Муссолини в 1943 году. В том же году Италию оккупировали немецкие войска, что позволило немцам начать политику «Окончательного решения еврейского вопроса» уже и на территории Италии.
Поезд выступает неким «переходом» между частями произведения.
Поезд выступает неким «переходом» между частями произведения.

Поезда с евреями уходят за горизонт… Гвидо и его маленький сын Джозуэ не становятся исключением для нацистских оккупантов. Ни богатая семья Доры, ни её итальянская кровь не смогли защитить мужа и сына. И в самом конце войны их всех (в том числе и Дору) всё-таки отвозят в концентрационный лагерь.

Однако жизнерадостный Гвидо не опускает руки даже перед лицом смерти, и придумывает для сына необычную легенду: их семья якобы купила дорогую путёвку в парк развлечений, где можно выиграть настоящий танк. Сынишка верит словам отца и принимает правила странной игры: не жаловаться, не просить еду, хорошо прятаться от злых дядек с автоматами…

«Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах». (с) Виктор Франкл.
В лагере Гвидо работает «переводчиком» немецкого языка, не зная его. Всё ради поддержания легенды об «игре».
В лагере Гвидо работает «переводчиком» немецкого языка, не зная его. Всё ради поддержания легенды об «игре».

На самом же деле в концентрационном лагере, куда отправили Гвидо и Джозуэ, происходят страшные вещи. Вы знаете и без меня, что Освенцим, Дахау и Треблинка совсем не были местами для приятного отдыха, а под выражением «принять душ» там подразумевалось совсем другое.

Подобные моменты у Бениньи сильно сглажены, ведь кино заявлено как трагикомедия, а не как военная драма. Поэтому откровенной жестокости и ужасов лагерей смерти зрителю не покажут. Кроме, пожалуй, единственной сцены: когда среди тумана Гвидо вдруг видит человеческие тела, сваленные в одну большую кучу, словно поломанные и ненужные больше, кхм, «вещи».

«Скрипка плакала, и вместе с ней плакало всё во мне. Ведь в этот день одному человеку исполнилось 24 года. Этот человек тоже лежал сейчас в одном из бараков лагеря Аушвиц, значит, в паре тысяч или даже паре сотен метров от меня, но был недостижим. Это была моя жена». (с) Виктор Франкл.
Тот самый момент.
Тот самый момент.

***

«Жизнь прекрасна» заканчивается не весело, но и не грустно. Странное у меня описание, да? Но дальше рассказывать о сюжете я не хочу. Предлагаю вам посмотреть кино Роберто Бениньи самостоятельно. Конечно, по эмоциональному накалу фильм не дотягивает до признанных на Западе шедевров кинематографа на тему войны и Холокоста. Тем более он и рядом не стоял с советским кино о войне (оно вне любой конкуренции). Поэтому сравнивать «Жизнь прекрасна» с такими лентами — занятие неблагодарное и бесполезное.

Кроме того, картина условна в плане демонстрации ужасов фашизма и нацизма. Многим она не понравилась именно за это: дескать, авторы нагло смеются над человеческим горем, превращают трагикомедию в откровенный фарс и цинизм над погибшими людьми. Но я скажу так: и дураку понятно, что концентрационные лагеря являлись филиалами ада на Земле, и там были бы практически невозможны показанные события. Дураку-то понятно, а вот господам критикам — нет.

«Латинское слово «finis» имеет, как известно, два значения: конец и цель. Человек, который не в состоянии предвидеть конец этого его временного существования, тем самым не может и направить жизнь к какой-то цели. Он уже не может, как это вообще свойственно человеку в нормальных условиях, ориентироваться на будущее, что нарушает общую структуру его внутренней жизни в целом, лишает опоры». (с) Виктор Франкл.
Главные ворота Освенцима.
Главные ворота Освенцима.

Да и насчёт невозможности: реальная история всё же знает удивительные случаи, когда маленькие дети выживали в концентрационных лагерях. Например, рекомендую вам прочитать истории про «детей Бухенвальда» Джозефа Шлайфстайна и Стефана Ежи Цвейга. Уж про кого-кого, а про них точно можно сказать: «Это — мальчик, который выжил!»

Кстати, «Жизнь прекрасна», вообще-то, снята на основе реальной истории. Так пишет Википедия:

«В основе сюжета лежит биография Рубино Ромео Сальмони — итальянского еврея, узника Освенцима. Сценарий создан по мотивам книги Сальмони «Я победил Гитлера» («Alla fine ho sconfitto Hitler», Rubino Romeo Salmonì), в которой он описывает своё пребывание в лагере смерти. Сальмони умер в июле 2011 года».

К сожалению, на русский язык данную книгу не переводили.

Фотографии узников концлагеря.
Фотографии узников концлагеря.

Итак, все придирки к «нелогичности» этой киноленты остаются лишь придирками и не более того. Иными словами, всё показанное зрителю условно, и на строгий реализм не претендует. Для режиссёра гораздо важней идея, заключающаяся в мысли: что бы с тобой ни случилось, знай одно — пока ты жив, у тебя есть шансы; будь крепок духом и никогда не сдавайся… Казалось бы, очевидная мораль, но разве оттого она становится менее нужной?

«Я всегда думал и утверждал, что человек начинает понимать, зачем то или иное случилось в его жизни и что было для него к лучшему, лишь спустя некоторое время, через пять или десять лет. В лагере же это иногда становилось ясно через пять или десять минут». (с) Виктор Франкл.

***

Напоследок хочу сказать: жизнь и правда прекрасна. Для подлинного счастья человеку не нужно много, ему достаточно быть живым и здоровым. Так считал мечтатель Рэй Брэдбери, и я с ним полностью согласен: «Я испытывал простое и самое большое на свете счастье — я был жив».

Ещё, наверное, для настоящего счастья нужно понимать, что река времени течёт неумолимо и безостановочно. Наше время уходит, поспешными шагами скрывается из глаз, и порой кажется, что любая упущенная возможность утрачена навсегда, и ничего уже нельзя изменить. Вот подумаешь об этом, и руки сразу опускаются, глаза тускнеют, сердце гаснет угольком…

Но есть же и совершенно другой путь восприятия мира: вера в жизнь, о которой так много писал Виктор Франкл в знаменитой книге «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере». Подводя итоги, скажу так: я считаю, что «Жизнь прекрасна» выполняет главную задачу хорошего кино: вызвать у зрителя эмоции и заставить его подумать над показанной темой. Спасибо за ваше внимание.

«Думай о подсолнухах. Они кланяются Солнцу. Но те, что поклонились слишком низко, погибли». (с) из к/ф «Жизнь прекрасна».

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):