Андрей Симоненко
Теннисный мир в конце прошлой недели сотрясли слухи о том, что четыре этапа Большого шлема могут объединиться с крупнейшими турнирами серии "Мастерс" и сформировать новый профессиональный тур. Судя по всему, стоят за этими планами дельцы из Саудовской Аравии, которые уже успешно инвестируют в футбол. Корреспондент РИА Новости Спорт — о том, как изменения могут повлиять на традиции одного из самых консервативных видов спорта.
Саудовская Аравия в контексте спорта уже давно не является чем-то экзотичным. Футбольная лига страны обзавелась топ-звездами — Криштиану Роналду, Неймаром, Каримом Бензема, а сборная на последнем чемпионате мира нанесла сенсационное поражение будущим победителям аргентинцам. Уже три года на Аравийском полуострове проводится этап чемпионата "Формулы-1". Еще на деньги "саудовского происхождения" в 2022 году запустили новый профессиональный гольф-тур (LIV Golf), в который перешли многие звезды. Сложившаяся годами иерархия едва не рухнула — и не факт, что этого не произойдет в будущем. Летом 2023-го начались переговоры по слиянию главной в мире серии турниров PGA и LIV Golf. На данный момент нет никаких подробностей, как они идут, но очевидно, что непросто.
Угроза раскола нависла и над профессиональным теннисом. Журналист Джон Вертхайм сообщил, что есть планы по объединению четырех турниров Большого шлема и девяти "Мастерсов" в один профессиональный супертур. А судя по тому, что 10-м в этом цикле должен стать турнир в Эр-Рияде, за проектом стоят деньги из Персидского залива — точнее, из нефтяных скважин региона.
Такой уж громкой сенсацией "саудовские уши" не стали. Интерес к инвестициям в теннис страна проявляет давно, а в нынешнем году он материализовался, в частности, в пятилетний контракт на проведение итогового турнира молодых звезд (ATP Next Gen) в Джидде. Это первый официальный профессиональный турнир на саудовской земле.
Однако он амбиции шейхов, видимо, не удовлетворил. Иначе трудно объяснить появление летом 2023 года официальной информации о переговорах АТР и богатых людей из данного государства об организации этапа серии "Мастерс". Старт, по предварительному плану, должен проходить в начале года и заканчиваться за неделю до Открытого чемпионата Австралии — первого турнира Большого шлема в сезоне.
Это уже куда более серьезное влияние на профессиональный тур. Ведь первые две недели начала года по традиции отведены на показательные матчи типа Кубка Хопмана и турниры, которые игроками воспринимаются исключительно как разогрев перед Australian Open. Правда, из соображений политкорректности этого никто не говорит. Однако, помнится, однажды Николая Давыденко оштрафовали за то, что "по чесноку" назвал турнир в Сиднее "никому не нужным".
Если теперь в начале января будет проходить "Мастерс" в Саудовской Аравии, теннисисты смогут цитировать российского игрока без какой-либо боязни подвергнуться санкциям. Очевидно, что сильнейшие предпочтут поехать в Эр-Рияд, а не в Аделаиду и Окленд. Уже появлялись разговоры и о проведении в Саудовской Аравии итогового турнира WTA - Женского профессионального тура. Звучит довольно странно, учитывая, так скажем, специфику страны. С другой стороны, застолбили же за собой постоянные места в календаре турниры в Дохе и Дубае? И стали одними из самых престижных в мире — почти как турниры Большого шлема. В города съезжается вся элита.
Что про "саудовский брейк-пойнт" — ведь теннис реально окажется в точке перелома, если всем планам суждено осуществиться — думают звезды? Первая ракетка мира Новак Джокович еще летом заявил, что будет играть в Саудовской Аравии, только если сохранятся "традиции и целостность" тенниса. Второй номер мирового рейтинга Карлос Алькарас говорил о том, что готов выступать без всяких условий. Ну а россиянин Даниил Медведев в Саудовской Аравии уже играл в показательных матчах.
Касательно женщин слухи о вмешательстве саудитов пока более расплывчатые, поэтому и комментариев меньше. Хотя некоторые известные люди уже высказались: например, Мартина Навратилова заявила, что в Саудовскую Аравию бы не поехала. Другая бывшая теннисистка из США Крис Эверт призвала WTA не гнаться за "длинным долларом", а продолжать следовать идеалам гендерного равенства.
Но пока на повестке дня новый супертур. Если разговоры о его создании материализуются, то мы можем стать свидетелями наиболее серьезного потрясения в профессиональном теннисе с начала 90-х годов. Тогда были созданы туры под эгидой ATP и WTA в их нынешнем виде. И главная интрига — как отнесутся организации к тому, что им внезапно будет отведено место на задворках? Ведь останутся под управлением только наименее престижные турниры.
И без шейхов в мировом теннисе в последнее время было неспокойно. Некоторые ведущие игроки выражали недовольство тем, как распределяется прибыль в их виде спорта. Постоянные сообщения о рекордных призовых фондах на крупнейших турнирах тут не должны вводить в заблуждение.
Спортсмены считают, что прибыль хозяев тура растет быстрее, чем их "зарплата". Так что будущее тенниса зависит и от того, как отреагируют на ситуацию нынешние боссы, и от того, что предложат теннисистам "революционеры".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции