Найти тему

Paris-Brest-Paris 2023 (часть 2)

Оглавление

Начало тут.

20 августа. Первый день ПБП

Утром проснулся в самом чудесном настроении. Ещё бы - сегодня мой день рождения! Признайтесь, многие из вас встречали свой день рождения на старте ПБП? Ну или на столь же значимом мероприятии? А вот я встретил! Звонки родных и близких, поздравления одноклубников, сообщения в месенджерах и соцсетях - это тоже было очень приятно.

Из-за большого количества участников организаторы традиционно проводят старты через каждые 15 минут примерно по 300 человек - согласно забронированному при регистрации времени. Мой старт в 17:30. Остальные одноклубники - где-то рядом.

Перед выездом, памятуя о полуторатысячерублевых тарелках пасты в кафе Франции, решили плотно пообедать. Наварили кастрюлю макарон, приготовили на гриле мяса - в общем, всё для предбреветной углеводно-белковой загрузки. Пока ели, пока убирали за собой, пока собирались, пока прокладывали путь к ж/д станции, чуть не опоздали на поезд. Пришлось с великами перебираться через турникеты, не приспособленные для этого. В итоге вошли в электричку секунда в секунду. Еще одна лишняя ложка макарон - и опоздали бы.

Электричка забита велосипедами и велосипедистами - все едут в Рамбуйе.

Выходили из поезда в город через станцию, наверное, полчаса. Сплошной поток велосипедистов. Просто река... Добрая француженка запечатлела нас на площади у вокзала.

-2

А в городе... Взгляните на небо ясной ночью где-нибудь вдали от мегаполисов - вот сколько звезд на небе, столько в Рамбуйе было велосипедов. Мириады!

Мы влились в поток, несущий в стартовый городок и вскоре были в парке возле замка. Тут организаторы устроили площадку для технического осмотра велосипедов - тормозов, фонариков - и проверяли наличие светоотражающего жилета. Я переживал на всякий случай, мало ли что - вдруг найдут какие-то проблемы с тормозами (ну износ колодок слишком большой или тросик недостаточно мягко ходит), но осмотр был формальный - попросили включить фонарики и достать жилет, а до тормозов никому не было дела.

Крутанули по парку с моей группой G и встали перед сценой в ожидании старта. Ведущий подзадоривал участников бравыми речами, поздравил именинников с днем рождения (причем мою фамилию так исказил, что я скорее догадался, чем понял) и дал старт.

-4

По гравийке мимо приветствующих нас восторженных зрителей выехали на шоссе и помчали на запад - к городу Брест, что находится на побережье Атлантического океана. Встречные автомобили притормаживали, некоторые даже выезжали на обочину, чтобы пропустить нас; жители в городках, через которые мы проезжали, приветствовали нас аплодисментами и криками "Браво!" - настроение просто отличное! Да, разве можно отметить день рождения лучше?!

Организаторы предупредили, что съемка в движении запрещена. Поэтому фото будет совсем немного. Еще до старта я решил ехать спокойно, без нужды не соваться в группы, чтобы не попасть в завал - главное финишировать в лимите. Ведь следующий ПБП только через 4 года, да и то если не отменится - ходили разговоры о том, что нынешний юбилейный бревет будет последним. Якобы руководители уже старенькие, а молодежь им на смену идти не спешит.

-6

Примерно к 80-му километру нас нагнала группа с буквой H, стартовавшая на 15 минут после нас. В ней Миша Каменцев и Женя Огородник. Зацепился за них, поехали вместе. Дороги красивые - пока еще без особого рельефа, но живописные.

Каких только велосипедов не было! И складнички, и лигерады, и фэт-байки, и трехколесные грузовые, и тандемы, и тандемы на трех человек, но прикольнее всего - это велоболиды, которые неслись с горок под сто км/ч, правда, в горку ползли еле-еле. Всё равно, как ни крути, на таком рельефном бревете ничего лучше обычного шоссейника быть не может. Интересно, кстати, с какого набора высоты болид теряет свое преимущество... Ведь на равнине он явно быстрее из-за своего низкого аэродинамического сопротивления...

-7

Смеркалось. К первой остановке в Мортань-О-Перш (Mortagne-au-Perche) - 119 км - приехали уже в темноте. Тут отметки не ставили, но можно было подкрепиться.

-8

Со сцены мужчина с акустической гитарой пел какие-то приятные французские песни, рядом грилили колбаски и клали их между булочек. Я соблазнился на один такой сэндвич, который оказался очень даже вкусным, запил его кока-колой и был готов ехать дальше, но тут подъехал Миша, которого я потерял на последних километрах. Подождал, пока он тоже насытится, и вместе бодро покатили дальше вместе.

Одно из самых запоминающихся явлений ПБП - это множество красных огоньков от задних фонариков велосипедистов, которые, поднимаясь в очередную горку, образуют мерцающую дорогу в небо. Завораживающее зрелище.

После достаточно динамичных первых десятков километров Миша незаметно отстал, я тоже замедлился и поехал дальше не спеша. Да и было отчего: рельеф становился всё более ощутимым, хотя в темноте это было не так заметно.

Ещё до старта бывалые друзья напугали рассказами о ночных холодах и замерзших индусах, валяющихся вдоль дорог. Поэтому я взял с собой гору теплой одежды, так и не пригодившейся на бревете. А ведь можно было легко скинуть килограмма полтора и не тащить их с собой. Но с другой стороны, очень не хотелось бы замерзнуть где-то среди кукурузных полей Бретани.

Первый КП с отметкой был на 203 км в городе Виллэн-ла-Жуель (Villaines-la-Juhel). Есть особо не хотелось - облегчал свой запас батончиков - взял булочку с какао, долил воды в бачки и поехал дальше.

-9

Во многих местах дороги украшены светящимися фигурами, в том числе и велосипедами. Да, ПБП - это действительно праздник. И праздник не только для рандоннеров всего мира, но и для местных жителей. Во всех городках и деревнях приветствуют, где-то даже кормят-поят бесплатно.

Запомнился мальчик лет семи. Стоял возле своего дома на спуске. Было еще светло. В ладошках держал дольки яблока, хотел угостить участников. А все пролетали мимо - место уж больно неудачное. А в глазах - растерянность и чуть ли не обида, ну как так, никто не хочет моего угощения... Надо бы развернуться мне и подъехать, но поздно сообразил. Жаль, конечно.

-10

21 августа. Второй день ПБП

В Фужер (Fougères) - 292 км - добрался уже в 6:17 утра. Кстати, один из видов бокалов для вина получил название именно от этого города. Привычно уже отметился на пункте контроля и поел в баре.

Народ в соседнем зале спал, мне терять время на сон пока не хотелось, надеялся доехать до Бреста без ночевки.

С какой-то группой - не помню, то ли немцев, то ли итальянцев - выехали с КП и, проехав мимо грандиозного замка, двинули дальше по маршруту.

-12

Вообще, ориентироваться достаточно просто - на каждом повороте висела стрелка с надписью Брест (на обратном пути - с надписью Париж); теоретически можно было ехать без навигатора. Хотя пару раз ночью я сбивался с пути. Но это сразу понимаешь - внезапно исчезает нескончаемый поток велосипедистов.

-13

В Теньтеньяк (Tinténiac) - 353 км - прибыл в 9:24. Как-то так получилось, что ехал один, изредка на КП встречались с Димой Кретовым из Нижнего. Судя по нашему онлайн трекингу бревет.топ, Миша отставал примерно на час. Но ждать уже не стал. Проглотил суп-пюре, что-то на второе, кофе с фирменным пирожным "Париж-Брест" и помчал, пока углеводы не закончились.

-14

Перед выездом посмотрел поближе на один из велоболидов. Вентиляции, похоже, нет. Как на нем ездят в жару?

Дорога до Лудеака (Loudéac) - 435 км - запомнилась только жарой. Ну и горочками. Которые, впрочем, после каждого КП становились все больше и больше. А если они не становились больше, то становилось больше их. В общем, набор высоты рос в некой прогрессии.

Вообще, пейзажи стали казаться однообразными - кругом кукурузные поля, над которыми висит жарко пылающее солнце, пытающее на подъемах и слегка отпускающее на спусках. А равнин тут нет от слова "терпи". А тенёчка нет от слова "не ной".

Неожиданно появился секретный КП, которого не было в списке. Что ж, отметился, есть не стал - до планового КП в Каре-Плугер (Carhaix-Plouguer) оставалось около 40 км. Говорят, некоторые участники погорели из-за отсутствия отметки на этом секретном КП - заезжали в отель в стороне от маршрута, а когда выбирались на трек, случайно объехали его.

В Каре приехал в 19:24, поэтому, конечно, спать не стал, а, поужинав, двинул дальше.

Хотя дорога через заповедник на закате была живописна, почему-то я не фотографировал. Лишний раз останавливаться для фото не хотелось, всё искал кадр получше, пока солнце не село.

Чтобы не искать розетки на КП и не терять время на зарядку, вёз с собой повербанк - для телефона и навигатора, а ещё два фонарика с мощными аккумуляторами, которых при слабом свете по моим расчетам хватило бы на весь бревет. Ночью, правда, дорогу было видно плохо, поэтому старался пристраиваться к группам. Но не всегда получалось. И тогда возникали курьезные ситуации, как, например, тут.

Еду в полной темноте, где - непонятно. Наверное, очередное кукурузное поле. Луч фонаря освещает только небольшое пятно дороги передо мной. Вдруг справа загорается окно на втором этаже. Вот это да! Так я в каком-то городке! Почему-то на западе Франции подсветки в небольших населенных пунктах нет никакой. В городках побольше освещается только центр с традиционной церковью. Почти повсеместно асфальт в населенных пунктах сильно утомленный временем, хотя на дорогах достаточно приемлемого качества. Даже ямочный ремонт сделан так хорошо, что стыки не ощущаются и на шоссейных покрышках.

Перед Брестом достаточно длинный подъем, а за ним - такой же спуск. Хорошо, меня нагнала группа, можно было ехать за ней довольно быстро - так лучше видно дорогу. Попросил жену подарить на день рождения хороший фонарь. Созрел, наконец.

22 августа. Третий день ПБП

Брест. Половина пути пройдена. Можно и отдохнуть.

Но сначала отметиться.

-16

И поесть.

-17

Поставив будильник на через 3 часа, вырубаюсь прям на полу в соседнем зале, где в таком же положении уже спят другие участники. Хотя перед этим у меня промелькнула мысль ехать дальше - после ужина вроде как чувствовал себя довольно бодро. Но быстро отогнал её - хуже будет, если начнет рубить через десяток километров после выезда.

Проснувшись, увидел, что на улице по-прежнему темно, а это значит, что Атлантического океана (пусть и в лице только его бухты) я не увижу. Но ждать рассвета, просаживая временные накопления... Нет, надо ехать.

В темноте проехал тот самый мост, на котором участники делают красивые снимки, почапал дальше.

Рассвет застал меня на картинных дорожках среди полей. Мягко стелился туман, солнце только-только показало свой золоченый бочок. Перистые облака добавляли волшебных мазков этому зрелищу. Трек вёл обратно другим путем, не было той большой горы, но зато в изобилии были горочки поменьше. Даже не знаю, что лучше - одна, но большая, или много маленьких, но по 3 рубля... Юмор, понятный только тем, кто родом из СССР.

-18

По пути попалось еще одно секретное КП, на этот раз в городке Плебан (Pleyben);

потом пара часов, и я снова в Каре-Плугере. Встретил тут Олю Соболеву, которая еще ехала в Брест, и Женю Анцупова, уже побывавшего там. Оля казалась расстроенной, боялась не уложиться в лимит. Как смог, ободрил её и пошел обедать.

-20

Опять пришла жара. Дорога казалась однообразной и унылой. Еще и горочки эти. Тоже однообразные - то вверх, то вниз. Унылые кукурузные поля. Однообразные городки с церковью и унылым асфальтом в центре. Жители, правда, стараются воодушевить аплодисментами и криками "браво!". Пытаюсь улыбаться и произносить "мерси" через французскую "р".

Чем дальше за полдень, тем становились симпатичнее окружающие пейзажи.

-22

А городки казались очень даже прелестными.

К вечеру стало совсем замечательно.

В Теньтеньяк (867 км) прибыл в 21:24. Спать было рановато, решил дотянуть по Фужера. Оставалось каких-то 60 км. Но как я замучился их ехать! Начало рубить так, что несколько раз ловил себя то на середине дороги, то на ее обочине. Хорошо, движение транспорта было нулевым. Останавливался, ел, пил - ничего не помогало. Даже жуя жвачку и крутя педали умудрялся засыпать.

Нагнала группа азиатов - из тех, кто днём в жару гоняли полностью закутанными в черное как ниндзя. Теперь они были со светоотражающими жилетами поверх своего одеяния. Сделал вид, что я свой, пристроился - хоть какое-то развлечение. Потом они остановились, я кивнул им и поехал дальше, благо оставалось уже километров с десяток.

Однако, десяток километров - это не десяток яиц. Яйца пожарил и съел, а километры ехать надо. А как их ехать, если спишь? Останавливаться так близко до ночлега совсем как-то глупо. В общем, еду. То остановлюсь, попрыгаю, то покарданю стоя...

23 августа. Четвертый день ПБП

Доехал. 1:43. Фужер.

Что-то ем и вырубаюсь на полу среди таких же замученных нарзаном. Будильник звонит через 3 часа. Да ну нафиг! Опять куда-то ехать?! Ладно, последний день же! Заключительный. Сегодня финиш, медаль и сидр.

Сгреб с пола то, что от меня осталось, собрал в кучку, придал ей очертания рандоннёра и двинулся в путь.

Где-то на выезде из города команда волонтеров кормила блинами и другими вкусностями. Вот что движет этими людьми? Тратят свои деньги, свое время, не спят днями и ночами - и всё ради того, чтобы помочь рандоннёрам преодолеть дистанцию. Безмерное уважение и благодарность им! Надо тоже как-нибудь поволонтерить будет...

В 10:42 отметился на КП в Виллэн-ла-Жуель, пошел в столовую, которая тут (как и везде на ПБП) почему-то называется "restaurant", на второй завтрак. Приходит смс от Миши с самым популярным вопросом "ты где?". Начинаю писать ответ и тут меня хлопают по плечу. А вот и он. Собственной персоной. Догнал всё-таки. Отлично, вдвоем-то веселее. Особенно после одиноких в толпе двух предыдущих дней.

-26

Видок у нас, конечно, отпад. А вот само КП, наверное, самое интересное из всех.

Поели, отдохнули и выдвинулись в путь. Сначала ехали вместе, болтали о чем-то, потом я решил опуститься на лежак. И, видимо, быстро поехал, потому что Миша отстал. Но моё лидерство продолжалось недолго - спустила камера, пришлось менять. Миша проехал вперед, теперь я был в роли догоняющего.

Этот день был, похоже, самый жаркий. Термометр показывал больше 30 градусов, но вчерашнего ощущения уныния не было. То ли близкий финиш поднимал настроение, то ли Мишино появление дало заряд бодрости, в общем, ехалось неплохо.

В одном из населенных пунктов (кто знает где, напишите в комментариях) заехали в веломузей... Вернее, не так. Еду, смотрю - толпа велосипедистов, волонтеры с палаткой с угощениями, а рядом еще и ларек с мороженым. Конечно, остановился. Смотрю, а тут музей истории велосипеда. Миша тоже увидел и тормознул.

-28

Зашли внутрь. А тут интересно. И прохладно.

-29

В сам музей заходить не стали, пофотографировали экспозицию в фойе и поехали дальше. Временной лимит - бич рандоннёра.

Перед Мортань-о-Перш хорошая такая горочка. Группа, к которой мы с Мишей примкнули, поперла в нее как в последнюю на бревете, Миша бросился за ней; меня азарт почему-то не взял, экономно запилил где-то в хвосте.

До финиша оставалось каких-то 120 км. Но подкрепиться надо. Сели в ресторане, к нам присоединился кто-то еще из россиян. Поели, попили, только я собрался ехать, смотрю, а Миша уснул. Что делать? Ждать, пока он проснется - скучно. Решил потихоньку двинуть, а там или он догонит, или уже на финише встретимся.

Жара потихоньку спадала. Рельеф потихоньку заканчивался. Устроился на лежаке и стал наслаждаться равнинными дорогами. Если в гору меня многие обгоняли, то на плоскаче я стал неплохо так раздавать, оставляя позади многочисленные группы велосипедистов.

-32

На последний КП в Дрё (Dreux) прибыл в 20:51. Миша - спустя несколько минут. Он решил ещё раз поесть; мне же калорий на оставшиеся 40 км вполне хватало. Поехал.

Правда, стемнело, а свет моего фонаря, как вы помните, был далёк от совершенства. Ещё и рядом никого. Миша догнал бы, что ли.

Так и ехал один, изредка пересекаясь с такими же как я тусклофонарщиками, пока нас не нагнала бодрая группа с ярким светом. Влился в неё, так и ехал с ними, отслеживая таблички Finish 15 km, Finish 10 km... с каждой из которых всё нарастало это прекрасное чувство преодоления. Преодоления дистанции и себя.

Свернули на финишную гравийку. Сердце уже даже не барабанило, а просто орало "Ааааа!!!" Всё! Рамбуйе! Финиш! Поздравления волонтеров, финишная отметка, вручение медали...

Потом - подождать Мишу, потом Артёма, найти других друзей-товарищей, засесть в огромном ресторане-ангаре, смаковать победный ужин, пить холодненький сидр, а потом вдруг всем вместе уснуть за столом, что нисколько не зазорно в нашем положении, и проснуться уже когда пришла пора ехать на ж/д станцию на электричку до нашей штаб-квартиры.

-34

ПБП, ты классный, это было здорово!

Продолжение тут.