Используя сильное чувство реализма, Спилберг перенес всех зрителей в 1944 год и показал ужасы войны так, как ни один голливудский режиссер не делал до этого. Картина основана на реальных событиях, произошедших с братьями Ниландами во время Второй мировой войны.
Конечно, это был не первый набег Спилберга на территорию военных фильмов: пятью годами ранее он создал шедевр под названием «Список Шиндлера». Но этот фильм изобразил внутреннюю суть войны с точки зрения жертв Холокоста. Военный аспект оставался второстепенным и появлялся на экране только тогда, когда на кадрах появлялись нацистские чиновники. Союзники существовали лишь как идея. «Спасти рядового Райана» был способом режиссера раскрыть человечность с другой стороны. Это резкое отражение человеческого фактора, когда он подвергается крайним мерам.
В фильме «Спасти рядового Райана» капитан Джон Х. Миллер с отрядом едва переживают вторжение в Нормандию. Израненные, как физически так и эмоционально, они вынуждены принять миссию, которая почетна, но трудна для понимания со стратегической точки зрения. Они пришли сражаться с нацистами и выиграть войну, но вместо этого Миллеру поручают найти последнего из братьев Райан. Все три брата Райанов были убиты в бою, и высокопоставленные офицеры решают, что его необходимо эвакуировать и благополучно доставить домой. Они просто не хотят, чтобы его мать потеряла всех своих сыновей.
Так начинается путешествие группы солдат, чья вера лежит в их лидере. Миллер, Хорват, Рейбен, Капарсо, Мелиш, Джексон, Уэйд и переводчик Апхэм слепо верят, что Райана найдут живым. Конечно, не все довольны этим решением, поскольку их миссия по-прежнему остается опасным путешествием по кишащей нацистами Франции.
Грубая сторона войны
Самым зрелищным в фильме является 25-минутная вступительная сцена, в которой Миллер и другие солдаты прибывают на пляж Омаха, где им предстоит штурмовать нацистов, поджидающих их на берегу. Напряжение ощутимо на несколько секунд, а затем, когда двери лодки опускаются, мы становимся свидетелями настоящей кровавой бойни, от которого просто нету выхода.
Спилберг избавляется от съемок со стороны и вместо этого отправляет нас в бой от первого лица. Куски плоти вылетают наружу, а кровь и кишки смывает море. Миллер в шоке смотрит на то, чего мы не видим. В захватывающий момент мы замечаем, что весь его опыт угасает, поскольку человеку, практически невозможно выйти живым из такого кошмара. Далее следует мастер-класс по монтажу, звуковому дизайну и спецэффектам.
Спилберг создает сцену на пляже Омаха со скрытым мотивом, чтобы шокировать и дать образ того, чем на самом деле была война. Все еще находясь в шоке от увиденного, зрителям предстояло пройти вместе с солдатами эту историю, для продолжения которой требовалась надежда на лучший исход, но это казалось невозможным.
Однако, фильм всегда работает в рамках концепции сурового реализма, и это касается не только изображений насилия. Но и развитие персонажей не участвовавших в войне, которым все же пришлось сражаться. Кроме того, они были вынуждены рисковать своей жизнью из-за еще одного незнакомца.
Действительно захватывающая история
В истории не было подробностей, и Спилберг использовал тщательно составленный сценарий Роберта Родата, чтобы создать картину. Миллер (Том Хэнкс) - хладнокровный лидер, но его людям разрешено высказываться о цинизме своей миссии. В этой непрерывной дискуссии о том, почему жизнь Райана достойнее других, конфликт показывает свое истинное лицо.
Доброта проявляется в странных формах. И честь, не совсем является частью вашей личности, когда вы сталкиваетесь с хаосом необъяснимого конфликта. Когда мимо них проносятся пули, последнее, о чем они думают, — это о своей нации. Единственное, кому они доверяют, — это солдат, товарищ, который прикрывает его спину. Это очень эмоциональный аспект фильма, и он виден в поворотных моментах.
Военный фильм, основанный на персонажах
Тщательно спланированный процесс кастинга для фильма, позволил Спилбергу использовать свой обычный метод подбора, где он собрал, на тот момент, относительно неизвестных актеров, чтобы зрители не вспоминали об их предыдущих работах.
Том Хэнкс, Том Сайзмор, Эдвард Бернс, Мэтт Дэймон, Барри Пеппер, Вин Дизель, Джованни Рибизи, Адам Голдберг и Джереми Дэвис, являются главными героями, которые оживляют своих персонажей, солдат, проходящие через испытания битвы. Поэтому перед съемками, их всех отправили в военные учебные лагеря, чтобы они действительно смогли понять и испытать на себе, настоящую военную подготовку. Это было настолько экстремально, что большинство из них хотели уйти, но Хэнкс постарался, чтобы все остались и прошли этот путь. Но исключение было сделано лишь для Мэтта Дэймона, которому, несмотря на присутствующую в названии фамилию его героя, все-таки отводилась второстепенная роль.
Стивен Спилберг в своих лучших проявлениях
Фильм представляет собой шедевр великолепной режиссуры во всех деталях. Не потому, что вы чувствуете, что находитесь на территории Спилберга, а из-за того, насколько сложным кажется фильм.
«Спасти рядового Райана», без сомнения, является грозным военным документом, который практически ничего не приукрашивает. Иногда мы являемся животными, потому что именно так мы должны относиться к животному поведению, и Спилберг показывает это, как тему фильма, а не как часть истории. Вам просто нужно углубиться в динамику конфликта (и его третьего акта, соответствующего резолюции), чтобы найти послание, к которому обращается один из лучших фильмов Спилберга.
Конечно же, здесь не поспоришь, придуманный сюжет фильма, где 8 бравых солдат отправляют на поиски другого солдата по причине того, что трое его братьев погибли, и чтобы последний смог вернуться к своей матери, звучит абсурдно. Поэтому сюжет в этой статье мы не берем за основу. А всего лишь рассматриваем с точки зрения визуальных эффектов и режиссерской работы. В этом плане я считаю, что это один из лучших голливудских фильмов о войне, когда-либо созданных. И Спилберг на пике своей карьеры доказал, что он может быть пионером в чем-то. И это нечто, является реальностью того, что по своей сути является частью нашей эволюции. Мы потеряли чувствительность к тому, насколько мы связаны в современном мире и насколько у нас есть доступ к тому, что запрещено. Но «Спасти рядового Райана» по-прежнему способно заставить всех вздрогнуть, и хотя это не то наследие, которое искал Спилберг, это часть реальности, которая никогда не отражалась другими режиссерами.
Ирония всего этого заключается в том, что если и есть фильм, который мог бы конкурировать с эти фильмом, то это был бы «Список Шиндлера», снятый тем же режиссером, Стивеном Спилбергом.