Найти тему
Игорь Воронов

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ.

Автор статьи Игорь Анатольевич Воронов – невролог, кандидат медицинских наук.

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (и там тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на наиболее частых причинах головных болей у школьников – головных болях напряжения (ГБН).

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения (головная боль напряжённого типа), около 80%. Конечно, у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно, у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной и лобной областях. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок: после психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно у них возникают головные боли, как реакция на психоэмоциональную нагрузку, напряжение мышц шейно-воротниковой области, мимической мускулатуры. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию загруженность ребёнка множеством занятий в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная. Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе и длительно просматривают смартфоны и гаджеты с длительным наклоном головы вперёд.

Диагностика головных болей напряжения.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Часто отмечается болезненность при прощупывании мышц шеи в местах их прикрепления к черепу. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит, при необходимости определённое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ, дуплексное или триплексное сканирование сосудов шеи).

-2

Лечение головных болей напряжения.

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то надо отменить. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и дополнительных занятиях, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции, то я, если это реально и возможно, рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно, у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.

2. Соблюдение режима сна, питания, отдыха. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» - они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 - 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя принимали пищу, если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером, гаджетами в вынужденной позе.

3. Правильная мебель для занятий дома и в школе. Правильное место для работы с компьютером.

4. Удобные спальные принадлежности (ортопедический матрас, ортопедическая подушка).

5. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации. Тейпирование.

6. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи. Девочки могут заниматься йогой.

7. Медикаментозное лечение индивидуально и по назначению невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

Изображения сгенерированы нейросетью по запросу автора статьи.