На траурной церемонии в мечети Аль-Марджани Фарид Бикчантаев не нашел сил подойти к микрофону
«Говорят, дни без матери не заменят никакие богатства. Неспроста есть выражение «со смертью мамы словно земля уходит из-под ног», — обращался к поникшему главному режиссеру театра им. Камала Фариду Бикчантаеву вице-спикер Госсовета РТ Марат Ахметов, провожая в последний путь его маму, народную артистку РТ Наилю Гараеву. Траурную церемонию провели в мечети Аль-Марджани, такова была воля покойной. В узком кругу единомышленников и поклонников вспоминали, как Гараева опекала молодых артистов, помогала строить мечеть на родине мужа и вышла в последний раз на сцену родного Камаловского театра. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«С сегодняшнего дня у вас начинаются тяжелые сиротские дни»
«Наиля Хакимовна взлетела яркой звездой на сцену Камаловского театра, где трудилась более 60 лет, отдав делу душу и сердце. И своим творчеством она подняла авторитет, престиж татарского театра», — с этих слов началось накануне (даже раньше заявленного времени) прощание с заслуженной артисткой России и народной артисткой Татарстана Наилей Гараевой, которой не стало после тяжелой болезни на 84-м году жизни.
Скромная траурная церемония проходила на территории мечети Аль-Марджани. Медленно шел снег. Некоторые из пришедших проститься были удивлены тем, что в последний путь легендарную актрису провожают на морозе во дворе мечети, а не в родном Камаловском театре со всеми почестями, дав возможность каждому желающему возложить цветы и поклониться таланту усопшей. Но, говорят, такова была воля верующей мусульманки.
«Никто не вечен, но главное, какой след оставишь после себя, — начал зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов. — Тысячи, а может, и сотни тысяч верных поклонников и сцена театра многие годы будут горевать по Наиле-апе, в репертуаре которой было более 100 ролей. Еще студенткой она дебютной ролью в спектакле „Первая любовь“ на всю жизнь смогла завоевать любовь зрителя. Тогда, наверное, не было парней, не влюбленных в нее. Даже рассказывают, что девушки старались подражать ее прическе и манере одеваться. А будучи в возрасте, когда главных ролей поубавилось, она не растерялась и ушла в преподавание. Сегодня во многих театрах республики ее ученики успешно работают. А продолжателем традиций является ее сын Фарид Бикчантаев. Даже, говорят, когда он служил в армии, чтобы не потерял свой национальный дух, Наиля-апа отправляла ему татарские газеты».
В эту минуту политик обратился к главрежу театра им. Камала Фариду Бикчантаеву, чтобы выразить соболезнования от имени президента РТ Рустама Минниханова, но не сразу смог найти его в толпе. Это было неудивительно, ведь статный режиссер как будто уменьшился ростом под тяжестью горя и безмолвно стоял, прикрыв платочком лицо, а полные слез глаза смотрели в одну точку. «С сегодняшнего дня у вас начинаются тяжелые сиротские дни. Говорят, что дни без матери не заменят никакие богатства. Неспроста есть выражение „со смертью мамы словно земля уходит из-под ног“. Поэтому сил вам и терпения, пусть дух вашей матери поможет в творчестве и продолжении ее традиций», — подытожил Ахметов.
От имени театра соболезнования выразил народный артист РФ и РТ Ринат Тазетдинов, который во многих постановках был партнером Гараевой. «Мы всю жизнь играли вместе. Она была то моей дочкой, то женой. Наиля являлась восхитительной актрисой, с ней было очень легко работать. Меня она даже называла „сценическим мужем“. Любую роль делала запоминающейся, а зритель начинал аплодировать, стоило ей бросить пронзительный взгляд на зал. Ее уход — большое горе для театра. Не знаю, будут ли еще такие актрисы, как она», — засомневался корифей татарского театра.
Народный писатель РТ Рабит Батулла добавил, что уходит целая театральная эпоха в масштабах страны. «Наиля была хорошей женой, мамой, актрисой. Она ушла, выполнив свой долг перед семьей, зрителем, народом и Аллахом», — резюмировал драматург.
Последняя роль Гараевой, которой она отдала последние силы
Завмузеем Камаловского Луара Шакирзянова вспоминала, как Гараева в последний раз вышла на сцену родного театра. Это было 17 октября в спектакле «Исәнме, улым!» («Здравствуй, мама, это я!»).
«В дни спектакля мы всегда пили чай в театральном буфете, беседовали. Но в этот раз у нее не было настроения, сил, — еле сдерживая слезы, рассказывала Шакирзянова. — Я переживала, как же она выдержит два часа на сцене в главной роли. Но, пройдя в зал, я увидела совершенно другую Наилю-апу: настолько она перевоплотилась и смогла передать образ матери на 100 процентов. За кулисами она сказала, что сцена придает ей сил. Да, это так, но сцена также и забирает силу. Это был ее последний спектакль, которому она отдала свои последние силы. 18 ноября я поздравляла ее с днем рождения. Наиля-апа хотела жить, планировала празднование 100-летия Рафката Бикчантаева (театрального режиссера, супруга актрисы, — прим. ред.) в феврале 2024 года».
По словам сотрудницы театра, Гараева всегда была чуткой, доброй, щедрой, мудрой и многими она воспринималась как дәү әни (бабушка — тат.). По ее словам, уход Наили Хакимовны ощущается как смерть члена семьи. Удивительно, что в этот момент выглянуло солнце, и крупные снежные хлопья красиво начали переливаться на свету.
Во время церемонии отмечалось, что Гараева хоть и коренная казанка, но своей малой родиной воспринимала деревню Нижнее Береске Атнинского района, где родился ее муж, режиссер Рафкат Бикчантаев. Поэтому разделить горечь утраты приехал глава исполкома Атнинского района Айрат Каюмов. По его словам, актриса всегда участвовала в жизни села — ставила спектакли со школьниками и местными жителями, помогала в восстановлении мечети и была наставником для Атнинского драмтеатра.
Не обделяла вниманием усопшая и свою альма-матер — театр им. Качалова, где в 60-е годы прошлого столетия училась в студии. Народный артист РФ и РТ Геннадий Прытков подчеркнул, что Наиля Хакимовна не пропускала ни одной премьеры и старалась подойти к своим коллегам, чтобы выразить эмоции от спектаклей. «Прощаемся с огромной театральной планетой. В чем разница между планетами — между теми, что смотрят на нас ночами, и планетой по имени Наиля? Те планеты, которые смотрят ночами, холодные. А от планеты Наиля такое тепло, что, кажется, она была готова согреть весь род человеческий», — уверен актер.
Новое поколение камаловцев тоже с особой теплотой вспоминало Гараеву. Ведущая молодая актриса труппы Лейсан Гатауллина поделилась с «БИЗНЕС Online», что во время учебы в Казанском институте культуры она не пропускала их студенческие постановки, а после показа заходила в гримерку с гостинцами и говорила слова поддержки. «Мы, когда только пришли работать в театр, немного боялись говорить со взрослыми артистами. Помню, она сказала, что им многого не надо, говорила: „Просто подойдите и спросите, как у нас дела, и нам будет тепло на душе, не бойтесь нас“», — отметила звезда спектаклей «Муть. Мухаджиры» и «Угасшие звезды».
«Мы сидели в одной гримерке, — рассказывает еще одна молодая актриса Камаловского Эльза Муратхузина. — Она осталась для меня самым позитивным человеком, потому что, когда прощались, всегда говорила: „Күрешергә насип булсын“ (чтобы нам посчастливилось увидеться — тат.). До конца своей жизни приходила в театр и с таким удовольствием играла, общалась с нами. Когда мы выпускали спектакль „Көзге кайтаваз“ („Осенний отголосок“), мне сложно давался образ 80-летней женщины. Наиля-апа учила меня походке бабушки, говорила: „Смотри на меня, понаблюдай за мной“. И всегда поддерживала, потому что я жутко волновалась. Мы с ней часто размышляли о премьерах, гастрольных спектаклях, могли вести дискуссию».
Проститься с легендарной актрисой приехали люди из разных уголков республики. «Она артистка нашей молодости. Мы всегда смотрели ее спектакли, хотели иметь такую же красивую прическу. Восхищались ей, она была для нас кумиром», — говорит поклонница Райхана Ханнанова из Альметьевска. А именитый фанат актрисы, гендиректор телекомпании «Новый век», депутат Госсовета РТ Ильшат Аминов сказал «БИЗНЕС Online», что Гараева была большой звездой, а «когда такие звезды гаснут, в мире наступает тьма».
Фото: Андрей Титов