Найти тему
Vostok Today

Опыт Дальнего Востока по ликвидации корабельных кладбищ масштабируют на всю Россию

Соответствующие поручения от вице-премьера Виктории Абрамченко получили профильные министерства и ведомства

Фото: АМП Татарского пролива и Охотского моря. Бухта Нагаева очищается от затонувших судов
Фото: АМП Татарского пролива и Охотского моря. Бухта Нагаева очищается от затонувших судов

Генеральная уборка в море в рамках национального проекта «Экология» стартовала несколько лет назад с Дальнего Востока. Опыт признан успешным. Теперь, по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко, его масштабируют на всю страну. Подробности в материале Vostok.Today.

Ранее мы писали: В Приморье поднимают со дна моря затонувшие суда и чистят русла рек  

В 2021 году, после рабочей поездки по регионам Дальневосточного федерального округа, премьер Михаил Мишустин дал поручение об очистке акваторий морских и речных портов от затонувших судов. Проблема эта лежит не только в сфере экологии, но и экономики тоже. Затонувшие корабли мешают судоходству, тормозят развитие портов.

Яркий пример – многострадальный рыбный порт Магадана. В октябре минувшего года губернатор Колымы Сергей Носов докладывал о проблеме президенту России Владимиру Путину. В докладе так и прозвучало:

«Рыбы много. Порт умер».

Акватория порта фактически представляет собой корабельное кладбище. Но, несмотря на то, что подъем судов, даже по состоянию на 2022 год, не останавливался ни на день, проблема оставалась серьезнейшей. А бизнес Колымы, как рыбопромышленный, так и портовый, стоять на месте не может. В строительство новых судов, развитие береговых мощностей уже к прошлому году было инвестировано более 30 млрд рублей.

Магаданская область – лишь один из примеров. Такие проблемы есть в каждом субъекте РФ в ДФО. К слову, Колыма план по подъему ржавого хлама со дна моря на 2023 год полностью выполнила, работа продолжается.

Фото: АМП Татарского пролива и Охотского моря. Бухта Нагаева, поднятое затонувшее судно
Фото: АМП Татарского пролива и Охотского моря. Бухта Нагаева, поднятое затонувшее судно

В 2021 году Михаил Мишустин назвал проблему корабельных кладбищ в Дальневосточном бассейне самой вопиющей в стране. Поднять предстояло, лишь на первом этапе более 200 судов.

Как сегодня сообщила Виктория Абрамченко, на сегодняшний день со дна дальневосточных бухт поднято уже 115 затопленных судов. К 2024 году предстоит достать и утилизировать еще 213 старых кораблей в Магаданской и Сахалинской областях, на Камчатке, в Хабаровском и Приморском краях, на Чукотке.

Поднять старые – не утопить новые

Как проинформировала Виктория Абрамченко, правительство России всерьез упростило все административные процедуры, связанные с подъемом затонувших судов. Это сделало эффективной работу региональных властей с собственниками затонувших судов, которые самостоятельно поднимают свое имущество со дна, занимаются его утилизацией.

В России веден строжайший запрет на умышленное затопление судна (прощайте, «святые» 90-е). Штраф для судовладельца, нарушившего запрет, составит не менее 20 миллионов рублей. Четко регламентированы сроки, в которые судовладелец обязан поставить в известность капитана порта о затонувшем судне. Это условие обеспечения безопасности мореплавания. Штраф за нарушение – до миллиона рублей. До 5 млн рублей заплатит судовладелец, нарушивший сроки подъема затонувшего судна. Словом, свод законодательных актов, направленный на очищение морей и рек от опасного хлама, приведен в надлежащее состояние.

Есть множество примеров того, какую опасность несут затонувшие объекты в море. И это не только корабли.

В конце 90-х годов прошлого века в морском порту Ванино Хабаровского края едва не разыгралась трагедия. Паром «Сахалин» выполнял обычный рейс из порта Холмск в Ванино. На подходе намотал на винт 300-метровый рыболовный трал (сеть), потерянный нерадивыми промысловиками. Паром, с вагонами, автомобилями и сотней пассажиров на борту, начал крениться на бок. Во время спасательной операции едва не поседели все причастные – от портовых властей до капитана парома.

Сейчас, благодаря национальному проекту «Экология», усилиям правительства России, порядка в дальневосточных морях стало кратно больше. Опыт дальневосточных регионов Виктория Абрамченко назвала успешным и позитивным. Принято решение масштабировать его на все портовые регионы России.

Поручения о проведении инвентаризации затонувшего имущества получили Минтранс РФ, Минприроды РФ, Минфин РФ, МЧС, Росморречфлот, Росимущество. Совместно с Минобороны России и ФСБ ведомства должны представить свои предложения по генеральной уборке рек и морей России до 2030 года.

Читать статью на Vostok.Today

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала.