Сегодня мне хочется вернуться к диалогу.
Особым элементом в речи персонажей являются уровни общения. Я уже рассказал об основных.
Среди уровней общения, несомненно, выделяется уровень масок. В литературоведении ему посвящено немало исследований.
Уровень масок – это когда персонаж, общаясь с кем-то, по каким-то причинам надевает условную маску.
С причинами связаны виды и подвиды уровня масок. Назову основные.
1. Психологическая или физиологическая усталость
Такая усталость – вполне нормальное состояние человека, сменяющее бурную или не очень активность. Она не дает персонажу возможности полноценно проявлять в диалоге характер, интеллект, эмоции.
«Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошел в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, — и мы оба замолчали.
— Заметьте, любезный доктор, — сказал я, — что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите: вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга, одно слово для нас целая история, видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим; остается одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость!
Утомленный долгой речью, я закрыл глаза и зевнул». (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
2. Защитная маска
Такая маска выступает как защита от напора, агрессии, навязывания и других проявлений в общении.
Персонаж может казаться сильным или, наоборот, слабым в зависимости от обстоятельств, не являясь таким на самом деле.
Иногда такая маска становится основой жизни, мировоззрения, как у «кротких» героев Достоевского, а иногда помогает осуществить свои цели, как героям, к примеру, Драйзера.
Часто защитную маску носят женщины, которые вынуждены приспособиться к тому миру, в который попали по воле обстоятельств.
«Она не бросилась в море. Она только вынула из-за корсажа нож и уронила его в воду. Это был небольшой нож, но очень острый, с узким отточенным лезвием.
Больше он ей не понадобится. Теперь Генри, наверно, будет защищать ее от всех самцов, кроме самого себя; в обмен на эту защиту она и продала ему свое тело. Теперь она должна выполнить условия сделки. Ее физическая девственность, если это то, что ему нужно, принадлежит ему, раз он ее купил.
А для нее она утратила всякую святость, всякий смысл. Она стала товаром.
Только один-единственный принцип, дающий право на самоуважение, уцелел после крушения ее юности: честные люди платят свои долги, не увиливая и не хныча». (Этель Лилиан Войнич, «Сними обувь твою»)
3. Быть, как нужно
Разновидность защитной маски, диктуемая желанием соответствовать нормам, принятым в данном круге общения. Тут возможна как трагедия, так и комедия.
Героине пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу – простушке-цветочнице Элизе Дулиттл – по-настоящему страшно, когда профессор фонетики Генри Хиггинс обучает ее не только правильно говорить, но и правилам поведения в совершенно незнакомом Элизе мире. Она боится не справиться с задачей, боится разоблачения.
Но это же комедия! А потому все в ней, конечно, весело, удачно для героини, с обязательным счастливым концом.
На мой взгляд, если бы в пьесе не было знаменитой цены «бросания туфель» – именно в ней проявляется подлинная драма – комедия не была бы актуальной и сейчас. Трагедия, когда ты уже не можешь и не хочешь жить по-прежнему, но и новому миру не принадлежишь.
Элиза: «На что я годна? К чему вы меня подготовили? Куда я пойду? Что будет дальше? Что со мной станет?» (Бернард Шоу, «Пигмалион»)
Поворотное событие – бегство Элизы из дома профессора.
Если для цветочницы все закончилось благополучно, то для героинь Лескова, Чехова, Куприна, Бунина и других писателей, для героинь, которые осмелились не «быть, как нужно», исход плачевен.
4. Сокрытие
Осознанное или неосознанное желание скрыть истинное настроение, черты характера, эмоции присуще любому герою, персонажу. Тоже разновидность маски – не показать истину в данный момент, до поры до времени или не раскрыться вообще.
В душе кипит злость, гнев, но приходится себя сдерживать. Всем весело, а у героя на сердце печаль. Хочется протестовать, но приходится подчиняться, как Катерине в «Грозе» Островского.
В каждой истории так или иначе герой надевает маску-сокрытие, что и ведет к развитию сюжета, работает на задачу, которую ставит перед собой писатель.
5. Не обидеть
Иногда герой надевает маску, руководимый осознанным или неосознанным желанием не обидеть другого человека при общении.
Вспомните, как отвечает Евгений Онегин на признание Татьяны Лариной. Чутко, с доверием, доброжелательно, а главное – искренне, о чем он сам заявляет:
Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;
Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу
Признаньем также без искусства;
Примите исповедь мою:
Себя на суд вам отдаю. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Маска ли это?
Возможно, вы со мной не согласитесь, но я ему не верю ни капельки. «Я вас люблю любовью брата…» – серьезно?
Наверное, Онегин сам верит в то, что говорит, да только желание не обидеть Татьяну здесь важнее искренности.
Виной моего неверия стали те нравоучения, которые читает молодой человек юной поклоннице, перемежая их дифирамбами-комплиментами ее уму, душе и… искренности.
Татьяна скажет об этом позже:
И нынче– Боже!– стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь…
Между прочим, как раз в ответе Татьяны на признание Онегина звучит только искренность, она без маски:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Это еще не все виды уровня масок. О других видах и некоторых важных правилах уровня масок расскажу далее.
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.