Или опыт бывалой бабушки Вам на вооружение.
Каждый раз, когда с внуками смотрим мультфильм «Маша и Медведь» восхищаюсь Машиными родителями. Вот ведь не дураки, вот повезло людям! Такой сосед рядом со станцией живет. И они не растерялись, сбагрили ребенка на воспитание. А что делать родителям, мягко говоря, шустрых детей, у которых поблизости Миши нет?
Тут, как говорят, «спасение утопающих —дело рук самих утопающих».
В каждой семье есть свои работающие способы, успокоить разбушевавшееся чадо. Сегодня поделюсь пятью приемами, отработанными на детях и на внуках.
Прием первый. Особенно эффективен при доставке чада в детский сад.
Очень часто, когда в садике в первую смену принимает детей, нелюбимая воспитательница, дома начинается рев и сопротивление. И совершенно бессмысленно увещевать, что взрослым надо на работу, что все ходят и так надо. Для ребенка —это не аргумент и соплей не убавляет.
Помогает волшебная сказка, в которой малыш главный действующий герой и должен спасти… Кого? Он сам придумает, кого спасать: друзей, родителей, любимую зверушку, игрушку. И вот отважный Спасатель отправляется навстречу приключениям. Раньше на санках вместе с Черепашками-ниндзя. Сейчас на машине с Фиксиками или Хаги Ваги. Брр, тот еще персонаж, но пользуется у детей популярностью.
Если Вы добавите волшебные вещи, будет совсем чудесно. Маленький мячик, который знает дорогу, волшебная монетка, которая пригодится в самую трудную минуту. Совсем здорово, если в конце пути, в шкафчике ребенка будет ждать не хитрый сюрприз.
Самое главное, запоминать непрерывный коллективный поток сознания, ведь в следующий раз Вас могут попросить не новую историю, а повторить, ну ту, что вчера вместе придумали. И желательно слово в слово.
Прием второй. Отлично работает, когда нужно готовить обед и не выпускать ребенка из виду.
В нашей семье внедрен моей мамой).
На такой случай, в шкафчике всегда наготове печеньки, в виде животных или букв, подойдут горох, фасоль, бобы. С учетом возраста и усидчивости ребенка смешиваете все в одной небьющейся миске. И просите помощи.
Надо разобрать все в разные тарелочки, а то бабушка, все перепутала. Если процесс приготовления обеда затягивается, вношу разнообразие. Даю миску с водой и маленькие пластиковые стаканчики, младшая внучка сама приносит маленькие игрушки и устраивает им купание. Довольны все: бабушка, ребенок, дельфинчик и еще какие-то непонятные зверушки из киндера сюрприза.
В финале, мокрая одежда заменяется на сухую. Лужи на столе вытираются легким движением тряпки.
Прием третий. Накормить — Нехочуху.
Это самое простое. Если ребенок говорит: "Я не хочу есть, не буду! " Не соглашается на разумную замену. Значит этот прием пищи спокойно пропускаем.
Что важно. Ребенок отказывается не от того, что он в принципе не ест, а от того, что он в другое время уплетает за обе щеки.
Обязательно спрашиваю, если он не хочет картошку, то макароны или пельмени будет? Если, да. То готовим и едим, никакой проблемы в этом не вижу.
Если не хочет, от слова совсем, вылезаем из-за стола и продолжаем заниматься другими делами. Все вкусняшки спрятаны. Терпим до следующего приема пищи.
Искренне не понимаю, зачем насиловать ребенка, впихивая в него — ложечку за маму, ложечку за папу. Проголодается сам все съест.
Прием четвертый. Как погасить гнев.
Даже у самого спокойного и рассудительного ребенка бывают приступы несогласия, обиды, гнева. А уж у эмоциональных и легко возбудимых они возникают по самому незначительному для нас поводу. Почему это так, нужно смотреть в каждом отдельном случае. И тогда уже сводить их на нет. Но есть универсальное поведение, которое работает в большинстве случаев.
Ребенка захлестнули негативные эмоции, он начинает кричать, хватать вещи, бросать их на пол. Сразу оговорюсь, в моей жизни не было, чтобы малыш устроил такой дебош на улице или в другом общественном месте. Поэтому опыта, как выходить из такой ситуации у меня, к счастью, нет.
Дома, поступаю следующим образом. Стараюсь уйти из комнаты, где все это началось. Оставшись без зрителя, дети обычно быстро успокаиваются. Если разобиженный идет за мной и старается продолжить выступление, спокойно говорю, что подожду, пока он успокоится и расскажет, что случилось. Сажусь и спокойно смотрю. Как правило, надолго запала не хватает.
А дальше разговариваем, переключаемся и позже вместе убираем следы «шторма».
Можно, конечно, оборвать истерику «поджопником» и твердым голосом потребовать успокоится, тоже работает, но чувствуешь себя после этого очень гадко. Если решились на крайние меры — действуйте спокойно, убедительно и без злости. Но лучше набраться терпения и подождать.
И уж ни в коем случае не вовлекайтесь, не начинайте кричать, трясти и дергать за руки. Вы же взрослый человек.
Прием пятый. Как уложить спать неугомонных.
Это мой самый любимый этап, завершающий бабушкин день.
Вкусненькое съели, мультик посмотрели, зубы почищены, попы намыты. Три раза посикали, пять раз сбегали попить. А спать совсем не хочется.
Объявляю: «Бабушка устала, хочет спать, кто через пять минут не придет, книжку читать не буду. Хоть всю ночь бегайте, только меня не будите.»
Ни разу еще дольше 5 минут никто не продержался. Топ, топ, топ и в кровать. Когда не заставляют — скучно.
Вот как-то так. Понимаю, что все дети и взрослые разные и ситуации тоже. И все же в большинстве случаев общение идет по мирному сценарию, если мы "не ломаем" ребенка, а даем ему выбор. Возможно, Вам пригодится мой опыт.
И пусть общение с детьми всегда приносит радость!