Каждый из нас хоть раз сталкивался с ситуацией, когда, купив товар или оплатив услугу, вскоре передумывал и хотел расторгнуть договор. Однако получал отказ продавцов возвращать деньги. Часто мотивируют это тем, что якобы по закону они не обязаны это делать. Но так ли это? Давайте разберемся на примере недавнего судебного решения.
Гражданин К. заключил договор на обслуживание нового автомобиля. Уже через пару дней он передумал, написал продавцу претензию с требованием вернуть все 150 тыс. рублей, уплаченные по договору. Как вы думаете, что ему ответили и как поступил суд?
Договор включал абонентское обслуживание и опцион на право требовать от компании денежных платежей за техобслуживание авто на СТО.
Компания возвратила только часть суммы за неиспользованное абонентское обслуживание, ссылаясь на условие договора об отсутствии обязанности возврата платежа по договору в случае добровольного отказа покупателя.
Верховный Суд признал такое условие недействительным, поскольку оно ограничивает права, установленные законом о защите прав потребителей, связанные со свободным отказом от исполнения договора.
Таким образом, потребитель имеет право отказаться от оплаченной услуги и потребовать полный возврат уплаченных по договору денежных средств.
Условие договора об отсутствии права потребителя на возврат платежа при отказе от исполнения договора является недействительным как ущемляющее его права.
Источник: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 11 июля 2023 г. N 5-КГ23-57-К2