«Возвышайте свои слова, а не голос. Потому что цветы растут от дождя, а не от грома». (с) из м/ф «Добытчица».
Здравствуйте. «Добытчица» — мультфильм невесёлый, и он мало подходит для совместного просмотра с детьми. А темы, которые он затрагивает, совсем не те, что вы каждый день видите по телевизору. Зачастую они острые, спорные и неоднозначные, и подробно рассматривать их я не стану.
Как вы, возможно, знаете, режиссёр Нора Туми в «Добытчице» поднимает тему ислама и положения женщины в исламе, а также новейшей истории Афганистана в частности. Я не востоковед и обладаю лишь примерным пониманием происходящего в Афганистане, поэтому не буду слишком углубляться в эту тему.
Скажу так: многие мусульманские страны воспринимают Талибан (запрещённую на территории РФ террористическую организацию) крайне негативно, хотя те же Саудовская Аравия и ОАЭ предположительно финансируют Талибан для достижения своих геополитических целей. Кроме того, тему войны я затрону только по необходимости. Вы взрослые люди и сами всё понимаете. В тысячный раз повторять, что война — это ад, я не хочу. Теперь же поговорим о мультфильме.
Автор: Егор Савельев.
Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
***
Для начала о сюжете. Афганистан, Кабул, 2001 год. В городе, где вот уже несколько лет правит Талибан, живёт простая семья: отец, мать, двое дочерей и маленький сын. Их жизнь едва ли допустимо назвать благополучной, но ситуация хотя бы выглядит стабильной. Отец, которого зовут Нурулла (в прошлом он — учитель) торгует на рынке, занимается переводами, на досуге читает книги и рассказывает сказки. Его младшая дочь, Парвана, помогает ему на работе.
Однажды Нурулла поссорился с одним из молодых талибов. Это случилось на рынке. Парване (как и любой другой женщине) по местным законам запрещалось ходить с открытым лицом и привлекать к себе излишнее внимание. Молодой парень с автоматом Калашникова в руках счёл поведение Парваны вызывающим, но за неё заступился отец.
Талибу не понравилось смелое поведение Нуруллы, и после ссоры он затаил злобу на старого учителя. И всё бы ничего (дочь ради безопасности можно было бы оставить и дома), но на войне старику оторвало ногу, он остался инвалидом, и при ходьбе ему всегда требовалась помощь. В итоге злопамятный талиб пришёл в дом Нуруллы в компании своих друзей. Учителя арестовали за хранение запрещённой Талибаном литературы и отправили за это в тюрьму.
Шло время. Отец не возвращался. В доме заканчивалась еда, а надежды на возвращение Нуруллы у семьи становилось всё меньше. По законам Шариата, введённым талибами сразу после прихода к власти в 1996 году, женщинам было запрещено самостоятельно покупать и продавать. Женщине по шариатским законам в принципе нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины: брата, мужа, отца или другого родственника.
И как теперь быть обезглавленной семье, где остались женщины и маленький сынишка? Неизвестно. Столкнувшись с мужской агрессией к женщинам без сопровождения, Парвана переодевается в одежду мальчика (согласно восточной традиции бача-пош), чтобы купить на рынке продуктов, заработать денег и найти своего отца.
Так заканчивается вступление и начинается основной сюжет. Теперь вы немного представляете суть «Добытчицы», а я могу перейти к технической части и рассказать, как визуальный стиль, музыка, структура перекликаются с главным посылом картины.
***
Прежде всего хочу сказать: мультфильм сделан качественно. Я не нашёл в нём минусов. Да, произведение ирландского режиссёра кому-то обязательно покажется скучным или слишком тяжёлым, но я не считаю это объективными недостатками. Во всём остальном перед нами интересная и глубокая история. Не смотрите на то, что это мультипликация, — детского в ней гораздо меньше, чем в фильмах с рейтингом «18+».
Иными словами, в «Добытчице» нет жестокости и откровенных «взрослых» сцен, но многие дети (и кое-какие взрослые) не поймут сути происходящего, и смотреть им будет неинтересно. Что же я хочу сказать? Идите и смотрите «Добытчицу», а потом возвращайтесь и займёмся разбором.
Посмотрели? Отлично. Мне бы хотелось начать с очевидной двухслойности фильма. Первый слой, внешний — это реальная жизнь: послевоенный Кабул, брошенные танки, одноногие инвалиды, хмурые люди, выжженные скалы, руины зданий… Второй слой — сказка, начатая отцом и продолженная Парваной.
Два слоя сильно отличаются как внешне, так и по событиям, но существовать друг без друга не смогут. Уберите одно, и второе потеряет ровно половину смысла. Однако для понимания проще всё-таки разделить фильм на эти части и потом показать их взаимосвязь.
Основная задача внешнего, реального слоя «Добытчицы» — переместить нас в Кабул, который максимально реалистичен. В Кабуле происходит большая часть событий, но история имеет скорее повествовательный характер: она показывает быт и мир, а не развитие героя. Парвана не делает ничего особенного, но её героизм в том, что она пытается спасти отца, несмотря на сложившуюся в городе ситуацию.
Повествование переходит из одного времени и места в другое, превращаясь как бы в набор отдельных зарисовок из жизни афганцев, призванных показать обычную жизнь обычных людей. Примерно то же показано в фильме «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу, а также в книге «На Западном фронте без перемен» Эриха Ремарка. Приём «повседневности» там эффективно используют для тех же целей.
Но формат мультфильма в таком отношении удобнее, — можно создать яркий контраст между войной и тёплой домашней обстановкой, и сделать это за счёт разницы в цветовой гамме и анимации.
На реалистичность восприятия работают и персонажи. Кто-то скажет, что они непримечательные, картонные, но за многими из них стоит целая нерассказанная история, осколки которой разбросаны по общему сюжету. При желании зрителя эти осколки могут быть собраны воедино.
К примеру, главный антагонист фильма — парень с автоматом. Он не просто очередной злодей, а студент-неудачник, примкнувший к Талибану и получивший в руки власть (а заодно и автомат Калашникова). Что пресловутая власть делает с глупым парнишкой — нам тоже покажут.
Шазия (подруга Парваны) — единственный ребёнок в семье. У Шазии нет матери, а отец, скорее всего, ненавидит Шазию именно за то, что она женщина. Тем самым на семью накладывается социальный ярлык: у отца нет наследника, а есть только дочь, и значит, его род обречён на вымирание.
Ну, а старый талиб Разак возвращается за отцом Парваны в тюрьму, потому что вокруг луны появилось гало, — а так звали погибшую жену Разака, и он бы не хотел, чтобы Парвана тоже потеряла близкого человека.
Вы могли даже и не заметить эти мелочи, но они придают глубины для рассказанной истории. Хороша и прорисовка города: руины и развалины показались мне застывшими во времени, и это ощущение дополняется сказкой отца Парваны.
Наконец, самолёты США воспринимаются не как освободители, а как очередные завоеватели. В глазах авторов Афганистан — пекло, земное чистилище, где на протяжении тысяч лет идут бесконечные войны.
Здесь я, пожалуй, закончу с этим слоем; тут есть много всего, но вы лучше посмотрите «Добытчицу» и сами сделайте выводы. Напоследок упомяну: Парвана почти всегда действует только словом и собственным трудом, а рисовка «Добытчицы» похожа на средневековые иранские иллюстрации.
Теперь же перейду к внутреннему слою. Внутренний слой мультфильма — это сказка Парваны, выполненная в технике, похожей на бумажную аппликацию. Сказка играет важную роль: успокаивает Парвану, позволяет ей скоротать время, а ещё развлекает младшего брата. Погружением в сказку девочка пытается оградиться от ужасов окружающего мира.
Да, в определённой степени это эскапизм, но Парвана не может убежать в сказку полностью, — даже там страшное нечто преследует главного героя. Думаю, под «нечто» недвусмысленно подразумевается война, ведь и герой сказки — это погибший брат Парваны, подорвавшийся на заминированной игрушке.
Честно, я не понял смысла истории про злобного Короля Слонов, который похитил у людей семена. Но зато я хорошо понял общую мысль авторов: когда вокруг творится кромешный ад, откуда нельзя сбежать — человеку остаётся мечтать. Иначе, если смотреть на смерть и жестокость широко раскрыв глаза, — ты рано или поздно сойдёшь с ума. И всё.
«Сказочная» часть дополняет общий смысл картины. К нему я сейчас и перейду.
***
На поверхностный взгляд кажется, что «Добытчица» — кино о значимости мирных переговоров и бессмысленности войны. Но это не совсем верно. Идея у авторов несоизмеримо глубже: языком мультипликации они объясняют нам силу Слова. Слово избавляет нас от страха, и мы испокон веков передаём друг другу притчи, сказки и легенды; Слово калечит каждого из нас, коль скоро его неправильно используют неправильные люди; благодаря Слову мы понимаем друг друга, а значит, насилие далеко не выход, и не решение наших проблем.
Каждое кровопролитие начинается со слов, с высоких и пафосных речей власть имущих. И без разницы, что они там кричат: знаменитое «Так хочет Бог!» у средневековых крестоносцев или же «За свободу и справедливость!» у крестоносцев современных.
«Добытчица» подталкивает зрителя поразмышлять о силе Слова. Вот почему мультфильм настолько реалистичный, страшный и одновременно сказочный. Если бы авторы не заставили нас бояться смерти и не сделали героев человечными, разве бы им поверили? Мне кажется, что нет. Впрочем, это увидел я, вы же разглядите что-то своё.
Здесь я заканчиваю со смыслами и перехожу к предыстории создания этой картины.
***
Мультфильм основан на одноимённой книге Деборы Эллис — известного борца за права женщин, но предыстория «Добытчицы» гораздо глубже. Что ж, изображу из себя детектива и попытаюсь разложить всё по полочкам. Начну с Анджелины Джоли. Вы могли не знать, но кроме актёрского ремесла она занимается ещё и гуманитарной деятельностью, и выступает ни много ни мало послом ООН по делам беженцев. Ещё стоит упомянуть, что в 2001 году Анджелина лично побывала в лагере афганских беженцев в Пакистане.
Дальнейшие события восстановить сложно, но, мне кажется, экранизировать «Добытчицу» — это идея Анджелины. Добавлю: Джоли выступила одним из продюсеров, и вот ещё один факт в пользу моих слов. Она предложила экранизировать «Добытчицу» ирландкой студии Cartoon Saloon, ранее известной по «Тайне Келлс» и «Песни моря». Но тут популярная актриса столкнулась с трудностью: Томм Мур (основной режиссёр и сценарист студии) «Добытчицу» снимать отказался, однако выступил как продюсер.
Вероятно, он не согласился из-за остроты поднимаемых тем; или же Муру не угодил сюжет и география «Добытчицы», ведь до и после неё студия снимала сказочные притчи про родную для Мура Ирландию. На роль режиссёра «Добытчицы» назначили Нору Туми, ранее помогавшую работать над «Тайной Келлс». Стиль новой картины выбрали под стать её характеру, затем прошло три года упорной работы с последующим… абсолютным финансовым провалом, и победой на Оскаре сопливого мультика «Тайна Коко».
Нет, не подумайте, «Тайна Коко» — неплохой мультик, но он, так скажем, очень безопасный. Очередной мальчик в очередной раз убеждается в важности семьи... Всё это мы уже видели неоднократно, и увидим опять: глупые, скучные и избитые произведения, у которых хороша одна лишь техническая сторона. По факту, выбирать, кому дать «Оскара», могли между биографической драмой про Ван Гога, «Добытчицей» и «Тайной Коко». Рисованного Ван Гога вообще обошли стороной, а с произведением на тему ислама критики, наверное, решили не рисковать. Или они устали от социального кино? Не знаю.
«Добытчица» собрала очень мало денег. Тому есть две причины. Во-первых, ограниченный прокат — многие страны, включая Россию, не стали закупать фильм для кинотеатров. Во-вторых, он имел сложности с рекламой. Представьте американскую домохозяйку, болтающую по телефону: «Да, тётушка Элис, у Джорджа начались каникулы и мы решили сходить на кино про Талибан».
Представили? Вот и я не могу. «Добытчица» при всей её глубине и красоте оказалась никому не нужной картиной. Для критиков существуют куда более удобные произведения, а для зрителей есть более простые. Таким образом, «Добытчица» стала тем, про что она говорит: отражением глубочайших культурных процессов, на которые всем наплевать. И это грустно. Спасибо за ваше внимание.
«Главное сокровище нашей земли — её люди. Но мы оказались слишком близко к воинственным империям. Мы живём на потрескавшейся земле, в когтях гор Гиндукуш, обжигаемые горящими глазами северных пустынь. Чёрная земля на фоне ледяных вершин…» (с) из м/ф «Добытчица».
***
Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/bookwoed
- Канал Дзен: https://dzen.ru/bookwoed1
- Канал YouTube: https://www.youtube.com/@bookwoed2
***
Использованные картинки (в порядке появления):
- Баннер «Добытчицы» на КиноПоиске: https://www.kinopoisk.ru/film/926565/
- Кадры из фильма «Добытчица» (2017 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/926565/
- Баннер «Тайна Коко» (2017 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/679486/