Говорят, что самое неблагодарное занятие, это ждать и догонять. Многие утверждают, что эти занятия бессмысленны и ни к чему хорошему не приведут. А, напрасно. В жизни нет ничего бессмысленного, все имеет свое значение, главное, вовремя извлечь рациональное. Даже из таких моментов, как ожидание и стрит-рейсинг за чем-то желаемым.
Про "ждать и догонять" была у меня история давно, в 1992 году, в стране была жуть какая ситуация с деньгами, они превращались в фантики в течение дня. Была у меня мечта купить себе новые сапоги. Конечно, что еще хочет девчонка в 20 лет, когда у нее постоянно промокают ноги, ну, и хочется выглядеть красиво. Работала я тогда у сингапурского индуса, мистера Атула Чандраканта Мерчанта. Занятный был персонаж, думаю, что он жив и здравствует до сих пор. Я числилась секретарем-референтом, но делала, практически, всю работу, включая, прием наличных, поездки в банк, потому что, кроме еще одного индуса Динеша со статусом "подай, принеси, пошел на фиг" в нашей крутой фирме никого не было. Атул заявлялся в Россию примерно раз в месяц, типа проверить дела, а, в основном, погулять, походить по кабакам и так далее. Сингапур - очень строгая страна, не каждый выдержит такую жизнь, хотя по уровню и качеству жизни - это мировой лидер. Но иногда хотелось похулиганить, вот господин Мерчант и находил выход, по-моему, все были счастливы.
Помимо больших контрактов на поставку оргтехники и чая бывшим структурам Внешторга, а также МВД, у Атула еще с времен СССР остались завязки, он приторговывал магнитофонными кассетами. Вещь была нужная, кассеты покупали, как простые люди для личного использования, так и новоиспеченные воротилы, которые открывали коммерческие магазины для последующей перепродажи, а также владельцы палаток аудио и видеозаписи. Да, это были времена. После того, как приоткрылся "железный занавес", в звукозаписывающей палатке можно было купить практически любую кассету с любимыми песнями, которые еще буквально 5 лет назад можно было оторвать с руками или переписать с одного магнитофона на другой, получив в результате скрипучую музыку, потому что кассета, на которую записывали, исчерпала уже весь ресурс. Здесь тоже были нюансы, но все-таки качество было приемлемым и кассеты, конечно, не японские образца страны Советов, но, по крайней мере, запись была, зачастую, первой.
Покупать кассеты приходили с картонными коробками. Нет, не для того, чтобы туда положить кассеты, ящики с кассетами отгружали со склада, я лишь получала оплату и выдавала приходный кассовый ордер. А в коробочках приносили денежки. Я сейчас вспоминаю, Боже правый, какое это было время. В ходу в 1992 году были ВСЕ деньги, которые напечатали к тому моменту. Это были старые советские рубли, зеленые "трешки", "пятерки" голубого цвета, фиолетовые "четвертные", салатовые "полтинники", ну, и "кати", как их называли на жаргоне или сторублевые, которые в 1991 году перевыпустили, но вид их не изменился, они так же были наделены профилем вождя мирового пролетариата В.И. Ленина, хотя "катями" они назывались еще с времен екатерининских денег. В общем, все смешалось в кучу, кони, люди, деньги. К аккуратненьким купюрам советского периода, которые вполне неплохо сохранились, учитывая срок их использования, присоединились новоделы номиналом в 1.000, 5.000 и 10.000 рублей. В голове была каша и неразбериха. Поэтому деньги таскали коробками, а мне надо было все это пересчитать. Долларов почему-то никто не приносил, мне кажется, доллары стали вводиться немного позже. Ну, и состоятельным гражданам надо было избавляться от рублевой массы.
Когда приносили оплату, то говорили: "Ленок, привет. Мы там 20 коробок забираем, это стоит 2 миллиона рублей. Здесь должно хватит, если что-то останется, тебе на чай!" Добрые были мужички.
Я, сопя и выпучив глаза, принималась считать. Гарантированно в коробке было денег с походом, это как на рынке берешь чего-нибудь развесного, тебе еще пару жменей от щедрот накладывают. В моем случае с походом давали денег. Прикольно.
Так вот, про сапоги. Я присмотрела себе сапоги, то ли югославские, то ли австрийские, у нас в Звездном еще иногда были "выбросы" из старых запасов. Мне везло, что у меня был 36 размер, неходовой, поэтому эти рыжие с заклепочками сапожки не слизали, как корова языком, в первый же день. Как сейчас помню, стоили они 17 тыс. рублей, у меня было накоплено 14. Просить у родителей и бабушки мне было стыдно, время было дурацкое, все взрослые переживали глубокий стресс по причине краха устоявшейся системы, я считала, что работаю, и обязана заработать себе на обувь. Но инфляция-злодейка манипулировала мной. В один прекрасный день, зажав в потном кулачке заветные 17 тысяч рублей, я пулей помчалась на второй этаж в универмаг, чтобы стать счастливой обладательницей рыжих кожаных сапожек на скошенном каблучке, приближалась весна, хотелось быть красивой, где мои 20 лет? Прихожу, стоят, на ценнике новая цифра "20.000.00" У меня истерика, слава Богу, я все переживала внутри, но состояние приближалось к извержению вулкана. Жизнь остановилась. Прямо, за 5 минут 3000 рублей я найти не могла. Было дело принципа. Подхожу к продавщице, типа, так и так, не успела за ценой, не хватает. Надеюсь, в понедельник все будет, нельзя ли придержать сапожки, а то я на них уже месяц "облизываюсь". Добрая женщина, наверняка, "срисовала" меня давно. Убрала сапоги в коробку, написала мою фамилию и дату, строго понедельник. Как говорится, final countdown пошел.
В понедельник я приехала на работу, Динеша, к счастью не было, он еще тот ухарь был, решал и свои дела, и дела фирмы, исключительно в рабочее время, мне это было на руку. Я была честной девушкой, чужого брать меня не воспитывали, наоборот, учили сначала отдать свое, чтобы другим было хорошо, а о себе в последнюю очередь. Но тут сработала система самосохранения, сапоги должны быть выкуплены именно сегодня, иначе я перестану себя уважать. Более того, надо было чего-нибудь придумать, чтобы уехать домой пораньше, магазин закрывался в 20.00, а работала я в районе метро "Динамо". В ящике моего стола лежал конверт с "походом", так сказать, секвестированные хвосты от сумм, принесенных в картонных коробках. Я держала их на хозяйственные нужды, хотя иногда на моих работодателей нападала щедрость, и они отстегивали мне что-то на конфеты и печенье. Я не афишировала, что после приема денег что-то оставалось лишнее, зачем им об это было знать, но и себе это не загребала, воспитание не позволяло. Тем более, дяденька сказал, что это "на чай", но мне это дико как-то было, я же не в кафе работаю. Разрыв шаблонов по полной программе. Но наступил момент истины. Я достала конверт и пересчитала деньги. Доплатить за сапоги хватало с запасом, я выдохнула. Прикинув, когда мне надо выезжать, я принялась за работу.
Где-то в 19.45 я влетела в универмаг, уже мыли полы, люди потихоньку собирались домой. Я пулей прилетела в обувной отдел, там была другая продавщица. Заикаясь и пытаясь объяснить ситуацию я пыталась действовать, продавщица с милой улыбкой нагнулась куда-то под прилавок. Она достала мою заветную коробку с моей фамилией и цифрой "20.000". Затем мы подошли к кассе, она пробила чек и отдала мне коробку с сапогами. Весна предстояла быть модной. Моему счастью не было предела. Я сама заработала себе на хорошие сапоги, я победила инфляцию, я победила страх. В общем-то, не могу сказать, что этот случай развязал мне руки, нет, он научил меня ждать и работать головой. Поэтому ждать иногда полезно, это напрямую связано с мыслительной деятельностью. В данном случае добавилось понятие "догонять", угонись за обесцениванием денег. В комплекте, это сделало меня сильнее.
У индуса я задержалась недолго, следующие почти 10 лет я проработала в хорошей конторе, которая, собственно говоря, определила всю мою жизнь, но годы работы у Атула я до сих пор вспоминаю, сейчас уже с улыбкой.
Несмотря на ненастье в нашей полосе, желаю всем хорошего дня, радости и хорошего настроения!