Друзья, сегодня мы поговорим о детях и эмоциональном интеллекте. Удовольствие ребенка, его осознанность и радость жизни зависят от развития ЭИ. Как помочь ребенку стать успешнее и счастливее? Как развить у детей способность распознавать, понимать эмоции и использовать их для решения задач?
Многочисленные исследования показали наличие таких способностей у детей с высоким ЭИ:
Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше учатся. Они здоровее и счастливее, и выбирают друзей, менее склонных к отклоняющемуся поведению. Эмоциональный интеллект помогает им строить более здоровые отношения во всех сферах жизни, что ведет к успехам в профессиональной сфере и гармонии в семейной жизни.
Это результат, к которому взрослые должны стремиться при работе с ЭИ.
Что же можем сделать мы с вами, родители, учителя, наставники?
Для осознания своих эмоций и причин:
1. ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
Это не значит, что Вы должны согласиться с его точкой зрения. Но ребенок должен знать: Вам известно, что он чувствует. Возможно, ему придется сделать то, что Вы говорите, но он имеет право на свою точку зрения.
- «Ты взволнован!»
- «Тебе не хочется останавливать игру, но сейчас время ужина».
- «Ты расстроился из-за того, что идет дождь, и мы не можем пойти гулять».
Для понимания, что эмоция – это не страшно и не стыдно:
2. ПОЗВОЛЬТЕ РЕБЕНКУ ВЫРАЖАТЬ ЭМОЦИИ.
Неодобрение родителем страха или злости не устранит эти эмоции у ребенка, но может привести к их подавлению. К сожалению, подавление эмоций не устраняет их – эти эмоции все равно ищут выхода. В отсутствии сознательного контроля они выражаются в неконтролируемых действиях, иногда агрессивных. Также в результате подавления эмоций у ребенка может развиться нервный тик.
Вместо этого покажите ребенку, что выражать эмоции – это нормально.
- «Кажется, ты беспокоишься из-за поездки. Я тоже всегда волновалась, когда была в детском садике. Расскажи, чего ты боишься?»
- «У тебя ничего не получается? Может, надо немножко поплакать? Всем иногда нужно плакать. Иди, обними папу и поплачь».
Для изменения эмоции с целью нахождения конструктивного решения проблемы:
3. НАУЧИТЕ РЕБЕНКА РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ.
В большинстве случаев, когда ребенок чувствует, что другие люди поняли и приняли его эмоции, интенсивность эмоций снижается. Это открывает путь для решения проблем. Иногда дети могут сделать это самостоятельно. Иногда им нужна Ваша подсказка. Но не торопитесь вмешиваться и решать проблему за ребенка, пока они не попросят Вас – это вызовет у ребенка чувство, что Вы не верите в его способность самостоятельно справиться с проблемой.
- «Ты так злишься из-за того, что братик сломал твою игрушку, но мы ведь договаривались не драться, правда? Хочешь, я помогу тебе сказать ему, что ты чувствуешь, чтобы он больше не брал твои игрушки?»
- «Ты так расстроена, потому что Молли не может прийти из-за болезни. Ты так надеялась поиграть с ней. Когда будешь готова, приходи, подумаем, чем можно заняться, чтобы весело провести время».
Для проработки чувств и эмоций, перехода на следующую ступень развития:
4. ИГРАЙТЕ!
Если Вы видите, что у ребенка появилась плохая привычка реагировать неконструктивно на что-либо, Вы должны понять, что у него возникает какое-то сложное и сильное чувство, которым он еще не умеет управлять. Лучший способ справиться с этим – играть!
Например:
Ваш четырехлетний ребенок всегда хочет к маме. Вместо того, чтобы принимать это близко к сердцу, поиграйте с ним: папа усаживается на пол между ребенком и мамой и безуспешно «пытается» не пускать ребенка к маме: «Не пущу тебя к маме… Эй, да ты просто обежал вокруг меня!.. Ты просто оттолкнул меня! Ничего себе, какой у нас богатырь растет!.. Но уж в этот раз я тебя точно не пропущу!» Ваш четырехлетний сын будет хихикать и гордиться собой, а заодно у него будет шанс проверить, что он ВСЕГДА может добраться до мамы. Помимо этого, игра позволит избавиться от сдерживаемого беспокойства, которое заставляет его все время хотеть к маме.
Для того, чтобы дети учились у родителей хорошему:
5. ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР.
Самое важное, чему Вы можете научить ребенка для развития эмоционального интеллекта – управлять своими эмоциями. Большинство из нас честно старается учить ребенка этому, до того момента, когда мы сами начинаем на него злиться и отчитывать. Но поскольку наша реакция может как разрешить ситуацию, так и усложнить ее, особенно важно оставаться спокойным и постараться понять точку зрения ребенка, когда Вы устанавливаете границы дозволенного:
- «Мне жаль, малыш, я знаю, что ты хочешь еще играть, но ты сможешь поиграть завтра. А сейчас пора попрощаться с игрой. Я выключаю ее. Я знаю, что тебе грустно из-за этого, но пора ложиться спать. Пойдем, возьмем твою куклу в кровать. Мы ведь еще собирались почитать перед сном. Что будем сегодня читать?»
по материалам Laura Markham, Ph.D.in Clinical Psychology from Columbia University
#ЭИДети #Эмоции #Эмоциональныйинтеллект #Стильжизни #Обучение
Наш телеграм-канал и группа ВКонтакте «ЭИ ДЕТИ»