Найти тему

Длинный гайд по прохождению собседований

Перед прочтением: данный текст не дает краткий совет по составлению резюме, это скорее длинная простыня с размышлениями и советами.

В какой-то момент жизни вы отчетливо понимаете, что текущее место работы вас окончательно добило и больше не приносит удовольствия в той или иной степени. Будь то отсутствие развития в должности или карьерной лестнице, или то, что ваш труд недооценен, причин может быть множество. Если вы уже твердо и четко приняли для себя решение по поиску работы, то "You are welcome"!

Расскажу вам свою небольшую историю, из которой можно сделать выводы о том, как поступить, а далее подведем итог.

В какой-то момент моя работа перестала меня радовать, и даже хуже — она начала меня нервировать. Я потерял здоровый сон, каждый вечер мне в голову лезли разные мысли и не давали заснуть раньше чем в час или два ночи. Шли дни и недели, в выходные я чувствовал себя более спокойно, но как дело доходило до вечера воскресного дня, меня снова одолевала тревога и безнадежность с вопросами: "А что с тобой будет через месяц или год, если уже сегодня ты не находишь себе места?". Проснувшись одним таким утром понедельника, где-то в середине августа, когда на улице светило солнце и мир казался более радужным и прекрасным, я твердо и четко принял для себя решение: "Пора что-то менять, хуже уже не будет".

Пораскинув мозгами, решил поступить следующим образом: обновляю резюме, делаю его скрытым от компании, в которой работаю. "Почему так?" спросите вы? Все просто — возможно, я ничего не найду и успокоюсь. Зачем светиться лишний раз в отделе кадров, если они найдут резюме? Здесь я столкнулся с дилеммой: помимо твоего работодателя существуют еще и агентства по подбору персонала, а это значит, что резюме делать видимым нельзя ни при каких условиях. В последствии, как оказалось, это даже является плюсом — ты не будешь получать объективно неподходящие предложения.

На этом моменте зафиксируем для себя: резюме делаем доступным только по прямой ссылке, если вы еще работаете.

По составлению резюме можно ограничиться парой строчек: выделите время на качественное заполнение резюме, укажите свои сильные стороны и достижения на прошлых местах работы, курсы повышения квалификации, какими бы маленькими они ни были — прошел обучение по MS Office, закончил курсы английского языка и прочее.

Итак, пройдя путь от практически пустого резюме до заполненного на 100%, мы переходим к главному — что делать дальше? Открываем поиск вакансий, выбираем свою сферу деятельности и фильтруем вакансии по дате добавления от недели до трех дней и смотрим выдачу. Здесь небольшой лайфхак: открывайте карту и смотрите ближе к дому. Вряд ли вам хотелось бы тратить на дорогу больше 60 минут. Также там попадаются объявления, которые реже попадают в выдачу в "ленте вакансий". Несомненно, у вас будет больше шансов при отклике на вакансию, где откликнулось 20 человек, против вакансии, у которой 600+ откликов.

Как только вы нашли что-то стоящее для себя, изучите информацию о вакансии. Иногда в тексте вакансии есть задачки на внимательность: среди текста незаметно оставлено послание, что-то вроде "Если вы внимательно ознакомились с резюме, при отклике на вакансию укажите ответ на вопрос: "Нравятся ли вам малиновые кексики?". Также изучите компанию хотя бы 5-10 минут, подумайте, чем вы будете им полезны и как можно заинтересовать.

Зафиксируем: читаем вакансию внимательно, ищем "задачки", изучаем компанию.

Продолжая историю из жизни: я попадался на уловку с "задачкой". Я читал текст в вакансии, но очень быстро и бегло, потому что в целом они однотипные. Если круг обязанностей подходил, я листал ниже и откликался, "забивая" на 10-20% текста внизу. После этого слышал вопрос: "А если вы внимательно читали, почему не ответили на вопрос: "Чем вам нравятся кексики?'"

Вернемся к делу. Вы внимательно изучили вакансию и работодателя, переходим к этапу отклика. Здесь тоже не нужно спешить. Откликаясь на вакансию, всегда составляйте "Сопроводительное письмо". Без него 90% вакансий просто даже не будут рассматривать.

Что в нем написать? Изучив советы от HR в статьях, пишите кратко о своем опыте. Укажите, что познакомились с компанией на ее сайте, или даже лучше, если вы ее давно знаете и любите. Обозначьте, чем вы сможете помочь компании, если займете вакантную должность. Но не делайте сопроводительное письмо слишком длинным — его никто не будет читать. Пишите по делу, 2-3 предложения, например:

Уважаемый(-ая) [Имя рекрутера или название компании],

Я был(-а) глубоко вдохновлен(-а) вашими достижениями в области развития бренда(-ов) [указать ключевые] и стратегического планирования. Мой опыт в управлении брендами, в том числе [указать ключевые навыки или проекты], и страсть к инновациям в маркетинге делают меня убежденным(-ой) в том, что я смогу внести значительный вклад в вашу компанию в качестве бренд менеджера.

С нетерпением жду возможности обсудить, как мои навыки и опыт могут соответствовать потребностям вашей компании и помочь в достижении ее стратегических целей.

С уважением, [Ваше имя]

Зафиксируем: Пишем сопроводительное письмо.

На этом этапе также можно попробовать использовать альтернативные источники передачи вашего резюме, например, электронную почту. Зачастую у компаний есть адрес hr@domen.ru, или на сайте указана почта сотрудника. Возникает вопрос "Зачем?" Отвечу: почту сотрудник просматривает регулярно, а вот агрегаторы по вакансиям могут просматривать 1-2 раза в неделю.

Идем дальше. Вы получили звонок от компании, в которую отправили свое прекрасное резюме и сопроводительное письмо. Впереди вас могут ждать от 1 до 5 этапов, вы будете общаться с разными людьми или даже проходить кейсы от компании. Главное запомните: не стоит делать какой-то большой кейс, на который уйдет неделя, вполне вероятно, вы просто сделаете бесплатную работу, и о вас забудут.

В основной массе сейчас используются онлайн собеседования, так что заранее подготовьте место, в котором вы будете общаться, чтобы ничто не отвлекало от общения и не приносило посторонние звуки. Не используйте кафе для онлайн встреч: звуки тарелок, разговоры людей, все это ужасно мешает. Лучший вариант это домашняя обстановка или спокойное помещение, например, коворкинг. За 5-10 минут проверьте, что все устройства и интернет работают надежно при звонке, стоит проверить зарядку наушников, телефона/ноутбука.

Зафиксируем: подготовить место, проверить устройства.

На этапе встречи ведите себя уверенно, представьте, что разговариваете со своим другом, будьте откровенны и открыты, задавайте вопросы (лучше заранее подготовить интересующие вас вопросы, чтобы не растеряться). Сохраняйте зрительный контакт, используйте открытые позы.

Конечно же, при первой встрече будьте дружелюбны, начните разговор с приветствия, обсудите тему погоды, выходных или любую другую отдаленную от рабочих моментов, чтобы наладить дружескую атмосферу.

Рассказ о своих навыках и предыдущих местах работы следует уложить в 5-10 минут, потренируйтесь, если это будет происходить в первый раз.

Внимательно слушайте вопросы, и, по возможности, записывайте их, если их много и нужно запомнить. Ручка и листок могут помочь, если у вас возникнут вопросы, которые нельзя задать, не перебивая собеседника.

После окончания собеседования обязательно поблагодарите собеседника за предоставленное вам время и пожелайте хорошего дня.

Не исключено, что вам откажут в каком-то из мест, не берите это на свой счет, компания могла поменять свои планы, кандидат мог попросить меньше денег, чем вы, или другие причины, не связанные с вами.

Далее последует заключительная часть.

Итоги:

  1. Подготовьтесь: Изучите информацию о компании, ее ценностях, продуктах или услугах. Проверяйте текст вакансии на скрытые "задачки".
  2. Пищите сопроводительные письма: укажите свою заинтересованность и опыт на предыдущих местах, а так же похвалите компанию.
  3. Проявите профессионализм: Оденьтесь соответственно, придя на собеседование, проявите уважение к времени собеседника и будьте вежливы. Если проходите онлайн проверяйте свои девайсы и выбирайте правилньое место.
  4. Покажите свой потенциал: Подчеркните свои сильные стороны, проявите энтузиазм и готовность учиться. Покажите, каким образом вы можете принести пользу компании.
  5. Слушайте вопросы: Внимательно слушайте вопросы интервьюера, уделяйте внимание деталям и ответьте точно на поставленные вопросы.
  6. Будьте честны: Отвечайте честно и искренне. Если у вас нет опыта или знаний по конкретному вопросу, лучше признать это, чем пытаться замаскировать.
  7. Задавайте вопросы: Постарайтесь задать интересные и релевантные вопросы о компании, роли и ожиданиях, чтобы показать вашу заинтересованность.
  8. Следите за языком тела: Поддерживайте уверенную и дружелюбную позу, сохраняйте контакт глаз и улыбайтесь. Это помогает создать позитивное впечатление.
  9. Благодарите за возможность: После интервью отправьте письмо благодарности за возможность участия в собеседовании. Это может подчеркнуть вашу заинтересованность и вежливость.

Конечно нюансов очень много и все их учесть довольно сложно, но для себя я считаю это базовыми понятиями в прохождении собеседований. Спасибо что уделили время моей статье, я только начинающий автор и буду рад конструктивной критике или словам благодарности.