Найти в Дзене
Солнце Севера

Рассказ о встрече с якутским лешим Байанаем

Якуты, когда жизнь их целиком зависела от тайги, охоты и рыболовства, особенно почитали духа-покровителя охоты Баай Байаная. Верования в него обросли интересными мифологическими сказаниями и преданиями, ничуть не уступающими античным мифам.

Одно из них о встрече охотника с дочерью Баай Байаная мы и предложим сегодня к прочтению.

Однако отметим прежде, что для удачи якуту-охотнику следовало соблюдать ритуальную чистоту и различные табу и обряды.

Благосклонность духа в приведённом предании, однако, сочетается и с личной симпатией, которой можно добиться подношениями. Но, как видно из рассказа, не только.

Баай Баанай часто представляется как шумливый старик с седыми волосами, которому подчиняется множество прочих духов – байанаев или эсэкээнэв, которые способствуют размножению птиц и зверей. Каждому виду соответствует свой эсэкээн.

Однако в древних представляниях хозяин тайги представлялся как молодая красивая женщина, в распоряжении которой были все звери. О добыче своей на охоте старались не говорить – на это существовало табу. И подношения духу также совершались в тишине.

Важно было в обрядовой части понравиться Баай Байанаю, для этого, например, следовало всячески выражать радость при виде убитого зверя. Табу касались представлений о нечистоте женщин, которые могли осквернить орудия промысла, одежды. Нечистым также считался охотник, у которого недавно умер родственник. Такому бесполезно было идти на охоту. Очищались охотники от этого обрядом окуривания дымом можжевельника.

Среди якутских промысловиков некоторые из прежних обрядов и запретов продолжают сохраняться и сейчас.

А вот чем может стать для охотника встреча с баанайем, читайте в рассказе «Встретившийся с Байанаем».

-------—

В давно прошедшие века собрались вместе несколько якутов и сообща отправились на одну зиму к побережью восточного моря на пушную охоту, добывать соболей и лисиц. Вместе с теми людьми пошел один кангаласец — очень бойкий, удалой молодой парень. Эти охотники хоть и отправились на охоту вместе, поселились в одной местности и в общем шалаше, но решили промышлять по отдельности. Они порешили, что каждый будет забирать себе всю пушнину, которую он добыл.

Вот так стали они охотиться.

1. Тот кангаласский парень тоже охотился самостоятельно. Он был новичком, его раньше не обучали охоте. Поэтому охота у него не ладилась, и он просил своих друзей охотиться артельно, но они не соглашались. Из-за того, что его промысел был неудачным, он очень горевал, печалился.

2. Однажды утром он сварил саламат. Заправив саламат маслом, он частью его угостил огонь. Затем встал на колени пред огнем и произнес заклинание, с которым обращаются к Байанаю. Совершив обряд, он поел свой саламат и, как обычно, отправился на охоту.

3. Придя в тайгу, он осмотрел свои самоловы, установил и новые. Вдруг в это время он заметил, что по распадку одного ручья навстречу ему идет прекрасная молодая девушка. Увидев ее, он опешил и удивился. До сих пор было неизвестно, чтобы где-нибудь здесь поблизости жили люди. Поэтому он подумал; "Откуда же пришла сюда, в самую середину безграничной тайги, такая женщина?" Вот они приблизились друг к другу.

Когда он разглядел ее вблизи, то оказалось, что она самая красивая из женщин, да и совсем молоденькая. Одета она была в удивительно прекрасную одежду, сшитую из разных дорогих мехов тайги. Встретившись, они, как обычно водится у людей, поговорили доброжелательно друг с другом, парень спросил у женщины, из какого она рода-племени, откуда прибыла сюда, но она не стала ему говорить об этом подробно. Только вскользь обронила, что она охотится в этом краю. Сказала: Ты не пугайся и не изумляйся, я не злой дух".

4. А парень-то был совсем молодым, почувствовал он сильное влечение к этой женщине, сердце у него застучало-забилось, весь вдруг разомлел. Обнял крепко он женщину, стал ее целовать, ласкать-миловать. И женщина тоже ответила ему взаимностью. Так они вдвоем спокойно помиловались. При расставании женщина сказала: "Про то, что встретился со мной, про наше знакомство, никому из людей не говори Если скажешь, я все равно узнаю, услышу. Тогда на меня не обижайся, а себя кори". В ответ парень пообещал никому не говорить. Они договорились встречаться постоянно, даже каждый день, на том самом месте. Поговорив вот так, они расстались.

5. С той поры парень стал каждый день ходить на свидание с той женщиной и любиться с ней. Кроме того, в каждую его ловушку, на каждый его самострел, в капкан, петлю — во все орудия охоты стали попадаться разные звери. Ни одно орудие не простаивало впустую. За несколько дней он догнал других охотников. Те, с кем он охотился, удивлялись этому, завидовали. Решили, что человек, видно, очень быстро приобретает охотничью сноровку. "Ну, ты просил охотиться артельно, давай объединимся", — стали уговаривать его. Но он не согласился войти в артель.

6. Вот так он всю зиму провел в любовных утехах с той женщиной. И охота у него была несказанно удачной, он добыл множество самых разных пушных зверей темной тайги. Весной наступила пора, когда нужно заканчивать промысел и возвращаться домой. Он думал взять навсегда в жены эту женщину и увезти с собой.

Но она сказала: "Я не обычная женщина, я дочь духа-хозяина темной тайги. Услышала, как ты на коленях заклинал нас грустными словами, угостив огонь Саламатом, сдобренным маслом, и пожалела. К тому же я увидела, какой ты молодой и красивый, тем ты меня привлек, и я тебя полюбила. Поэтому я одарила тебя драгоценной пушниной темного леса, дала мехов столько, сколько ты хотел И еще я забеременела, и если рожу мальчика, то он станет байанаем по имени Хангалас сиэнэ. Ты больше не надейся, что встретишь меня. Это наша последняя встреча. Но ты накрепко запомни: не смей говорить никому из людей о своем знакомстве со мной, если расскажешь, то на меня не обижайся, а себя вини". Вот так они поговорили и распрощались.

7. Вернувшись домой, парень продал много пушнины, поправил свои дела и погулял как следует. Как просила дочь Байаная, ничего никому не рассказал. У него появилось очень много денег и пищи. Но, несмотря на это, не женился, не обзавелся хозяйством, постоянно думал о дочери Байаная.

8. На следующий год он заранее подготовился и снова отправился на промысел. Он приобрел для этого хорошего коня, взял с собой мною еды и водки, нашел нескольких друзей в попутчики. В тайге они остановились в том же месте, что и в прошлом году, снова стали охотиться каждый сам по себе. А парень, как и прежде, много раз пытался заклинать [духа-хозяина тайги], угощал огонь пищей. Он каждый день ходил на то место, где в прошлом году встретил девушку и, плача-рыдая, звал ее. Но напрасно, дочь Байаная так и не пришла.

9. Добыча у парня, как и раньше, была очень хорошей. Но это его не удовлетворяло. Он безмерно горевал и тосковал из-за того, что не встречался с самой дочерью Байаная. Он дошел до того, что перестал разговаривать с друзьями. И есть не ест, и спать по ночам перестал. Друзья спрашивали: "Заболел ты, что ли? Что с тобой стряслось, почему не ешь? Почему перестал разговаривать, дар речи потерял? Или тоскуешь из-за чего-то?" Вот так дотошно друзья пытались выспросить его. Но он никак не хотел говорить, из-за чего стал таким.

10. И вот однажды охотники устроили день отдыха. В этот день они приготовили много пищи, поели, выпили много вина. Все опьянели, и тут у них пошли разговоры обо всем. Вот, беседуя, снова они стали выпытывать у парня его тайну. В этот раз парень, видать, опьянел. Он совсем забыл запреты дочери Байаная и рассказал друзьям все: как в прошлом году встретился с дочерью Байаная, как с ней миловался, как стал добывать много пушнины и то, о чем предупреждала его дочь Байаная при расставании. Когда кончил свой рассказ, сказал, что она просила об этом никому не рассказы-вать, а он проговорился, мол, оттого, что опьянел.

11 Как только он кончил рассказывать, вдруг послышался резкий звук, как при быстром беге на охотничьих лыжах. Этот звук просвистел, словно пуля, в том месте, где сидели охотники, — и тут же проговорившийся парень повалился наземь, будто пальто, сброшенное с плеч, и сразу же умер.

12 С той самой поры, рассказывают, на востоке в верховьях речек, появился байанай Хангалас сиэнэ, родившийся от обычного человека.